|
профессорский шарлатанизм. Всю борьбу с Дюрингом Энгельс провел целиком
под лозунгом последовательного проведения материализма, обвиняя материалиста
Дюринга за
словесное засорение сути дела, за фразу, за приемы рассуждения, выражающие собой уступку идеализму,
переход на позицию идеализма. Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница
философского идеализма, — вот та постановка
вопроса, которая дана в каждом параграфе "Анти-Дюринга" и не заметить
которой могли только люди с мозгами, подпорченными уже реакционной
профессорской философией. И вплоть до 1894 года, когда написано последнее
предисловие к пересмотренному автором и
дополненному последний раз "Анти-Дюрингу", Энгельс, продолжая следить и за новой философией, и за новым
естествознанием, продолжал с прежней решительностью настаивать на своей
ясной и твердой позиции, отметая сор новых
систем и системок.
Что Энгельс следил за новой философией, видно из "Людвига Фейербаха". В
предисловии 1888 года
говорится даже о таком явлении, как возрождение классической немецкой философии в Англии и в Скандинавии, о
господствующем же неокантианстве и юмизме у Энгельса нет (и в
предисловии, и в тексте книги) других слов, кроме самого крайнего презрения. Совершенно очевидно, что
Энгельс, наблюдая повторение людной немецкой и английской философией старых, догегелевских, ошибок
кантианства и юмизма, готов был ждать добра даже от поворота (в
Англии и в Скандинавии) к Геге-лю11%,
надеясь, что крупный идеалист и
диалектик поможет узреть мелкие идеалистические и метафизические заблуждения.
Не вдаваясь в рассмотрение громадного количества оттенков
неокантианства в Германии и юмизма в Англии, Энгельс отвергает с порога основное
отступление их от материализма. Энгельс
объявляет все направление и той и другой школы "научным шагом назад".
И как он оценивает несомненно "позитивистскую", с точки зрения ходячей
терминологии, несомненно "реалисти-
Предыдущая страница ... 358
Следующая страница ... 360
|