|
опровержение
посредством факта; но физика неутомимо будет ретушировать, видоизменять,
усложнять опровергнутый закон" (290). Это было бы совершенно правильным
изложением диалектического материализма, если бы только автор твердо держался
за существование, независимое от человечества, этой объективной реальности.
"... Теория физики не есть чисто искусственная система, сегодня удобная —
завтра негодная; это — классификация все более и более натуральная, отражение
все более и более ясное тех реальностей, которые экспериментальный метод не
может созерцать непосредственно" (буквально: лицом к лицу: face à face, p. 445).
Махист Дюгем последней фразой заигрывает с кантианским
идеализмом: как будто бы открывается дорожка для другого метода, кроме
"экспериментального", как будто бы мы не познаем прямо, непосредственно, лицом к лицу "вещей в
себе". Но если теория физики становится все более и более натуральной, то,
значит, независимо от нашего сознания существует "натура", реальность,
"отражаемая" этой теорией, — именно таков
взгляд диалектического материализма.
Одним
словом, сегодняшний "физический" идеализм точно так же, как вчерашний
"физиологический" идеализм, означает только то, что одна школа
естествоиспытателей в одной отрасли
естествознания скатилась к реакционной философии, не сумев прямо и сразу
подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму . Этот
шаг делает и сделает
Знаменитый химик Уильям Рамсэй говорит: "Меня часто спрашивали: разве
электричество не есть вибрация? Как же можно
объяснить беспроволочный телеграф передвижением маленьких частиц или телец
(корпускул)? — Ответ на это состоит в следующем: электричество есть вещь; оно
есть (курсив Рамсэя) эти маленькие
тельца, но когда эти тельца отлетают от какого-либо объекта, то по эфиру распространяется
волна, подобная волне световой, и эта волна утилизуется для беспроволочного
телеграфа" (William Ramsay. "Essays Biographical and Chemical", Lond, 1908, p. 126 (Уильям Рамсэй. "Очерки биографические и
химические", Лондон, 1908, стр. 126. Ред.)). Рассказав о превращении
радия в гелий, Рамсэй замечает: "По
крайней мере, один так называемый элемент не может уже теперь быть
рассматриваем, как последняя материя; сам он превращается в более
простую форму материи" (р. 160). "Почти несомненно,
что отрицательное электричество есть особая форма материи; а положительное
электричество есть материя, лишенная отрицательного электричества, т. е.
есть материя минус эта электрическая материя" (176). "Что такое электричество?
Прежде думали, что есть два рода электричества: положительное и отрицательное.
В те времена нельзя было ответить на поставленный вопрос. Но новейшие исследования делают вероятным, что то, что привыкли
называть отрицательным электричеством, есть на самом деле (really) субстанция.
В самом деле, относительный вес его частиц измерен; эта частица равняется,
приблизительно, одной семисотой доле массы атома водорода... Атомы
электричества называются электронами" (196). Если бы наши махисты, пишущие
книги и статьи на философские темы, умели думать, то они поняли бы, что
выражение: "материя исчезает", "материя сводится к электричеству" и т. п., есть
лишь гносеологически-беспомощное выражение
той истины, что удается открыть новые формы материи, новые формы
материального движения, свести старые формы к этим новым и т. д.
Предыдущая страница ... 330
Следующая страница ... 332
|