| некоторого
необходимого далека, без труда увидит постоянство эволюции там, где современники
видят только конфликты, противоречия, раскол на различные школы. Видимо, и тот
кризис, который переживала физика в эти последние годы, относится к тому же
разряду (вопреки заключениям, сделанным на основании этого кризиса философской
критикой). Это типичный кризис роста (crise de croissance), вызванный великими новыми открытиями. Неоспоримо, что кризис
ведет к преобразованию физики, — без этого не было бы эволюции и прогресса, —
но оно не изменит научного духа" (1. с, р. 370—372).
Примиритель
Рей старается соединить вместе все школы современной физики против фидеизма!
Это — благонамеренная фальшь, но все же фальшь, ибо уклон школы Маха — Пуанкаре
— Пирсона к идеализму (сиречь утонченному фидеизму) неоспорим. А та
объективность физики, которая связана с основами "научного духа", в отличие от фидеистского духа, и которую так горячо защищает
Рей, есть не что иное, как "стыдливая"
формулировка материализма. Материалистический основной дух физики, как и всего
современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной
заменой материализма метафизического материализмом диалектическим.
Что кризис
современной физики состоит в отступлении ее от прямого, решительного и
бесповоротного признания объективной ценности ее теорий, — это примиритель Рей
очень часто старается затушевать, но факты сильнее всех примирительных попыток.
"Математики, — пишет Рей, — привыкая иметь дело с такой наукой, в которой
объект — по крайней мере, по-видимому — создается умом ученого или в которой,
во всяком случае, конкретные явления не вмешиваются в исследования, составили
себе слишком абстрактное представление о физике: стараясь сблизить ее с
математикой, перенесли общую теорию
математики на физику... Все экспериментаторы указывают на вторжение (invasion) духа математики в приемы физических
суждений и в понимание физики. Не этим ли влиянием, — которое
Предыдущая страница ... 323
Следующая страница ... 325
|