| единственный эмпириомонист А. Богданов. Общего между всеми ими только
одно, именно то, что они все
более или менее сознательно, более или менее решительно, с крутым ли и торопливым уклоном в сторону фидеизма
или с личным отвращением к нему (А.
Богданов), проводят философский идеализм.
Основная
идея рассматриваемой школы новой физики — отрицание объективной реальности, данной нам в ощущении и отражаемой
нашими теориями, или сомнение в существовании
такой реальности. Здесь отходит эта школа от господствующего, по общему признанию, среди физиков материализма (неточно
именуемого реализмом, неомеханизмом, гилокинетикой и не развиваемого самими
физиками сколько-нибудь сознательно), — отходит как школа "физического"
идеализма.
Чтобы объяснить этот последний термин, который звучит очень
странно, необходимо напомнить один эпизод из истории новейшей философии и
новейшего естествознания. В 1866 г. Л. Фейербах обрушился на Иоганнеса
Мюллера, знаменитого основателя новейшей физиологии, и причислил его "к
физиологическим идеалистам" (Werke, X, S. 197). Идеализм этого физиолога состоял в
том, что, исследуя значение механизма наших
органов чувств в их отношении к ощущениям, указывая, например, что ощущение
света получается при различного рода воздействии на глаз, он склонен был
выводить отсюда отрицание того, что наши ощущения суть образы объективной
реальности. Эту тенденцию одной школы естествоиспытателей к "физиологическому
идеализму", т. е. к идеалистическому толкованию известных результатов
физиологии, Л. Фейербах схватил
чрезвычайно метко. "Связь" физиологии с философским идеализмом, преимущественно
кантианского толка, долгое время потом эксплуатировалась реакционной философией. Ф. А. Ланге козырял физиологией в пользу
кантианского идеализма и в опровержение
материализма, а из имманентов (которых А. Богданов так неправильно отнес к
средней между Махом и Кантом линии) И. Ремке специально ополчался в 1882 году
против мнимого подтверждения физиологией
Предыдущая страница ... 321
Следующая страница ... 323
|