| Отсюда видно, что Герцу даже и не приходит в
голову возможность нематериалистического взгляда на энергию. Для философов
энергетика послужила поводом к бегству от материализма к идеализму.
Естествоиспытатель смотрит на энергетику, как на удобный способ излагать законы
материального движения в такое время, когда физики, если можно так
выразиться, от атома отошли, а до электрона не дошли. Это время и сейчас в значительной степени
продолжается: одна гипотеза сменяется другой; о положительном электроне совсем ничего не знают; всего три месяца тому назад
(22-го июня 1908 г.) Жан Беккерель доложил французской академии наук,
что ему удалось найти эту "новую составную часть материи" ("Comptes rendus des séances de
l'Académie des Sciences", p. 1311 ). Как же не воспользоваться идеалистической философии таким
выгодным обстоятельством, что "материю" только еще "ищет" человеческий ум, —
следовательно, это не более как "символ" и
т. д.
Другой немецкий идеалист, гораздо более
реакционного, чем Коген, оттенка, Эдуард фон Гартман, посвятил целую книгу "Мировоззрению новейшей физики" ("Die Weltanschauung der modernen Physik", Lpz., 1902). Нас не интересуют, конечно,
специальные рассуждения автора о той
разновидности идеализма, которую он отстаивает. Нам важно только указать, что и этот идеалист констатирует
те же явления, какие констатированы и Реем, и Уордом, и Когеном.
"Современная физика выросла на реалистической почве, — говорит Э. Гартман, — и
лишь новокантианское и агностическое течение нашей эпохи привели к тому, что конечные результаты физики стали
истолковываться в идеалистическом смысле" (218). Три гносеологические
системы, по мнению Э. Гартмана, лежат в основе новейшей физики: гилокинетика
(от греческих слов hyle
= материя и kinesis = движение, — т. е. признание физических
явлений движением материи), энергетика и динамизм (т. е. признание силы без
вещества). Понятно, что идеалист
— "Отчеты заседаний Академии наук", стр. 1311. Ред.
Предыдущая страница ... 301
Следующая страница ... 303
|