| (как теряются
наши махисты) в мелочных различиях какого-нибудь энергетического, символического, эмпириокритического,
эмпириомонистического и т. п. идеализма. Ко-ген берет основную философскую
тенденцию той школы в физике, которая связана теперь с именами Маха, Пуанкаре
и др., правильно характеризуя эту тенденцию, как идеалистическую. "Превращение
материи в силу" является здесь для Когена главным завоеванием идеализма, —
совершенно так же, как для тех естествоиспытателей-"духовидцев", которых
разоблачал в 1869 году И. Дицген. Электричество объявляется сотрудником
идеализма, ибо оно разрушило старую теорию о строении материи, разложило атом, открыло новые формы материального
движения, настолько непохожие на старые, настолько еще неисследованные,
неизученные, необычные, "чудесные", что можно
протащить толкование природы, как нематериального (духовного,
мысленного, психического) движения. Исчез вчерашний предел нашего знания
бесконечно малых частиц материи, — следовательно, заключает идеалистический
философ, — исчезла материя (а мысль осталась). Всякий физик и всякий инженер
знает, что электричество есть (материальное) движение, но никто не знает
толком, что тут движется, — следовательно, заключает идеалистический
философ, — можно надуть философски необразованных людей
соблазнительно-"экономным" предложением: давайте мыслить движение без материи...
Г. Коген старается завербовать себе в
союзники знаменитого физика Генриха Герца. Герц наш, он кантианец, у него попадается
допущение априори! Герц наш, он махист, — спорит махист Клейнпетер, — ибо у Герца проглядывает "тот же
субъективистский взгляд, как и у Маха, на сущность наших понятий" . Этот
курьезный спор о том, чей Герц, дает хороший образчик того, как
идеалистические философы ловят малейшую ошибку, малейшую неясность в выражении
у знаменитых
* "Archiv für systematische Philosophie", Bd. V, 1898—1899, SS. 169— 170 ("Архив Систематической философии", т. V, 1898—1899,
стр. 169— ΙΊΟ-Ред.).
Предыдущая страница ... 299
Следующая страница ... 301
|