|
заметкой, в
которой договорился до того, что И. Дицген может быть полезен "для соединения"
"враждующих братьев ортодоксов и ревизионистов" ("Ν. Ζ.", 1908, №44, 31. Juli, S. 652).
Еще предостережение, товарищ Дауге: путь от Маркса к
"дицгенизму" и "махизму" есть
путь в болото, не для лиц, конечно, не для Ивана, Сидора, Павла, а для
направления.
И не кричите, гг. махисты, что я ссылаюсь на "авторитеты": ваши крики
против авторитетов — просто
прикрытие того, что авторитеты социалистические (Маркс, Энгельс, Лафарг, Меринг, Каутский) вы подменяете авторитетами
буржуазными (Махом, Петцольдтом, Авенариусом, имманентами). Лучше бы вам
не поднимать вопроса об
"авторитетах" и "авторитарности"!
264
ГЛАВА
V
НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
Год
тому назад в журнале "Die
Neue Zeit" была помещена
статья Иосифа Динэ-Дэнеса: "Марксизм и новейшая революция в естествознании"
(1906—1907, № 52). Недостаток этой статьи — игнорирование гносеологических
выводов, которые делаются из "новой" физики
и которые специально интересуют нас в настоящее время. Но именно этот
недостаток делает для нас особенно интересными точку зрения и выводы упомянутого
автора. Иосиф Динэ-Дэнес стоит, подобно пишущему эти строки, на точке зрения того
самого "рядового марксиста", про которого с таким величественным презрением
говорят наши махисты. "Диалектиком-материалистом, — пишет, например, г.
Юшкевич, — называет себя обыкновенно средний, рядовой марксист" (стр. 1 его книги).
Вот этот-то рядовой марксист в лице И. Динэ-Дэнеса сопоставил новейшие открытия в естествознании, и особенно в физике
(икс-лучи, лучи Беккереля, радий89 и т. д.), непосредственно с
"Анти-Дюрингом" Энгельса. К какому же выводу привело его это сопоставление?
"В самых различных областях естествознания, — пишет И. Динэ-Дэнес, —
приобретены новые знания, и все они сводятся к тому пункту, который хотел выставить на первый план Энгельс, именно к тому,
что в природе "нет никаких непримиримых противоположностей, никаких
насильственно фиксированных разграничительных
линий и различий" и что, если встречаются в природе противоположности и
различия, то их неподвижность,
Предыдущая страница ... 262
Следующая страница ... 265
|