В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

В. И. ЛЕНИН стр. 226


 


толковому имманенту. Он расцеловал бы Базарова и зацеловал бы его так же, как рас­целовали Маха и Авенариуса Шуппе, Леклеры и Шуберты-Зольдерны. Ибо изречение Базарова есть альфа и омега учений имманентной школы.
Вот вам, наконец, и Шуберт-Зольдерн. "Материализм естествознания", "метафизи­ка" признания объективной реальности внешнего мира — главный враг этого философа ("Осн. теории познания", 1884, S. 31 и вся II глава: "Метафизика естествознания"). "Естествознание абстрагирует от всех отношений сознания" (S. 52), — вот в чем глав­ное зло (в этом и состоит материализм!). Ибо из "ощущений, а следовательно, состоя­ний сознания" человек не может выйти (S. 33, 34). Конечно, — признается Шуберт-Зольдерн в 1896 г., — моя точка зрения есть теоретико-познавательный солипсизм ("Социальный вопрос", S. X), но не "метафизический", не "практический". "То, что нам дано непосредственно, это — ощущения, комплексы постоянно меняющихся ощу­щений" ("Über Transe, и т. д.", S. 73 ).
"Материальный процесс производства, — говорит Шуберт-Зольдерн, — Маркс при­нял за причину внутренних процессов и мотивов точно таким же образом (и столь же фальшиво), как естествознание принимает общий" (человечеству) "внешний мир за причину индивидуальных внутренних миров" ("Соц. вопр.", стр. XVIII). Насчет связи исторического материализма Маркса с естественноисторическим материализмом и фи­лософским материализмом вообще этот соратник Маха и не думает сомневаться.
"Многие, даже пожалуй большинство, будут того мнения, что с точки зрения гно­сеологически солипсистской невозможна никакая метафизика, т. е. что метафизика все­гда трансцендентна. По более зрелом размышлении я не могу присоединиться к этому мнению. Вот мои доводы... Непосредственная основа всего данного есть духовная (со-липсистская) связь, центральным пунктом которой является индивидуальное Я
* — "Über Transcendenz des Objects und Subjects", S. 73. Ред.




Предыдущая страница ... 225
Следующая страница ... 227
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински