|
с "комплексом,
который мы называем нашим телом"), "в этом отношении, в этой функциональной зависимости. В другой
функциональной зависимости они в то же время — физические объекты"
(русск. перевод, стр. 23 и 17). "Цвет есть физический объект, если мы обращаем,
например, внимание на зависимость его от освещающего его источника света
(других цветов, теплоты, пространства и т. д.). Но если мы обращаем внимание на
зависимость его от сетчатки (элементов К, L, М...), перед нами — психологический объект,
ощущение" (там же, стр. 24). Итак, открытие элементов мира состоит в
том, что
1) все существующее
объявляется ощущением,
2) ощущения называются
элементами,
3) элементы делятся на физическое и
психическое; последнее — то, что зависит от
нервов человека и вообще от человеческого организма; первое — не зависит;
4) связь физических и
связь психических элементов объявляется не существующей
отдельно
одна от другой; они существуют лишь вместе;
5) лишь временно можно отвлекаться от той или
другой связи;
6) "новая" теория объявляется лишенной
"односторонности" .
Односторонности
тут действительно нет, но есть самое бессвязное спутывание противоположных
философских точек зрения. Раз вы исходите только из ощущений, вы
словечком "элемент" не исправляете "односторонности" своего идеализма, а только
запутываете дело, прячетесь трусливо от своей собственной теории. На словах вы
устраняете противоположность между физическим и психическим , между материализмом
(который берет за первичное природу, материю)
Мах в "Анализе ощущений": "Элементы обыкновенно
называют ощущениями. Ввиду того, что под этим
названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы
предпочитаем коротко говорить об элементах" (27—28).
"Противоположность между Я и миром, ощущением или явлением и вещью
тогда исчезает, и все дело сводится лишь к
соединению элементов" ("Анализ ощущений", стр. 21).
Предыдущая страница ... 48
Следующая страница ... 50
|