| независимо
от того, что это порождение никогда непосредственно (selbst) не было наблюдаемо — для того, чтобы конструировать
предполагаемый опыт, как во всех своих частях
действительный опыт, необходимо по крайней мере эмпирическое доказательство
того, что ощущение, вызываемое будто бы в известной субстанции посредством переданного движения, не существовало уже раньше так
или иначе в этой субстанции; так что
появление ощущения не может быть понято иначе, как чрез посредство акта сотворения
со стороны переданного движения. Итак, лишь доказательством того, что там, где
теперь является ощущение, раньше не было никакого ощущения, даже минимального,
лишь этим доказательством можно было бы установить факт, который, означая некий акт сотворения, противоречит всему
остальному опыту и коренным образом меняет все остальное понимание
природы (Naturanschauung).
Но такого доказательства не
дает никакой опыт, и нельзя его дать никаким опытом; наоборот, абсолютно
лишенное ощущения состояние субстанции, которая впоследствии ощущает, есть лишь
гипотеза. И эта гипотеза усложняет и затемняет наше познание вместо того, чтобы
упрощать и прояснять его.
Если так
называемый опыт, будто посредством переданного движения возникает ощущение в субстанции, начинающей ощущать с этого
момента, оказался при ближайшем рассмотрении только кажущимся, — то,
пожалуй, в остальном содержании опыта есть еще достаточно материала, чтобы
констатировать хотя бы относительное происхождение ощущения из условий
движения, именно: констатировать, что ощущение, имеющееся налицо, но скрытое
или минимальное или по иным причинам не поддающееся
нашему сознанию, в силу передаваемого движения освобождается или повышается,
или становится сознанным. Однако и этот кусочек остающегося содержания опыта
есть только видимость. Если мы посредством идеального наблюдения проследим движение,
исходящее от движущейся субстанции А, передаваемое через ряд промежуточных
центров и достигающее одаренной ощущением субстан-
Предыдущая страница ... 43
Следующая страница ... 45
|