| борьбы
эксплуатируемых масс против эксплуататоров.
Человек,
не вдумавшийся в основы диалектического материализма, т. е. философии Маркса и
Энгельса, может не понять (или, по крайней мере, сразу не понять) этого положения. Как это так? Подчинить идейную
пропаганду, проповедь известных идей, борьбу
с тем врагом культуры и прогресса, который держится тысячелетия (т. е. с религией),
— классовой борьбе, т. е. борьбе за определенные практические цели в экономической и политической области?
Подобное
возражение принадлежит к числу ходячих возражений против марксизма,
свидетельствующих о полном непонимании марксовой диалектики. Противоречие, смущающее тех, кто возражает подобным образом,
есть живое противоречие живой жизни, т. е. диалектическое, не словесное,
не выдуманное противоречие. Отделять абсолютной,
непереходимой гранью теоретическую пропаганду атеизма, т. е. разрушение религиозных
верований у известных слоев пролетариата, и успех, ход, условия классовой
борьбы этих слоев — значит рассуждать недиалектически, превращать в абсолютную
грань то, что есть подвижная, относительная грань, — значит насильственно разрывать то, что неразрывно связано в живой
действительности. Возьмем пример. Пролетариат данной области и данной
отрасли промышленности делится, положим, на передовой слой довольно
сознательных социал-демократов, которые являются, разумеется, атеистами, и довольно отсталых, связанных еще с
деревней и крестьянством рабочих, которые веруют в бога, ходят в церковь или
даже находятся под прямым влиянием местного священника, основывающего,
допустим, христианский рабочий союз. Положим, далее, что экономическая
борьба в такой местности привела к стачке. Для марксиста обязательно успех
стачечного движения поставить на первый план, обязательно решительно
противодействовать разделению рабочих в этой борьбе на атеистов и христиан,
решительно бороться против такого разделения. Атеистическая проповедь может
Предыдущая страница ... 419
Следующая страница ... 421
|