|
ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений
политических, отвлек внимание некоторых слоев рабочего класса и демократии от
насущных задач классовой и революционной борьбы в сторону самого
поверхностного и буржуазно-лживого
антиклерикализма. Обвиняя, желавшего быть ультрареволюционным, Дюринга в
желании повторить в иной форме ту же глупость Бисмарка, Энгельс требовал от рабочей партии уменья терпеливо работать над
делом организации и просвещения пролетариата, делом, ведущим к отмиранию
религии, а не бросаться в авантюры политиче-
"163 г^
скои воины с
религией . Эта точка зрения вошла в плоть и кровь германской социал-демократии, высказывавшейся, например, за свободу
для иезуитов, за допущение их в Германию, за уничтожение всяких мер
полицейской борьбы с той или иной религией. "Объявление религии частным делом"
— этот знаменитый пункт Эрфуртской программы (1891 года) закрепил указанную
политическую тактику социал-демократии.
Эта
тактика успела уже теперь стать рутинной, успела породить новое искажение марксизма в обратную сторону, в сторону
оппортунизма. Стали толковать положение Эрфуртской программы в том смысле, что
мы, с.-д., наша партия считает религию частным делом, что для
нас, как с.-д., для нас, как партии, религия есть частное дело. Не вступая в прямую полемику с этим оппортунистическим
взглядом, Энгельс в 1890-х годах
счел необходимым решительно выступить против него не в полемической, а в позитивной
форме. Именно: Энгельс сделал это в форме заявления, нарочно им подчеркнутого,
что социал-демократия считает религию частным делом по отношению к государству, а отнюдь не по отношению к себе, не по отношению к марксизму, не по
г- " 164
отношению к рабочей
партии
Такова внешняя история выступлений Маркса и Энгельса по
вопросу о религии. Для людей, неряшливо относящихся к марксизму, для людей, не
умеющих или не желающих думать, эта история есть комок бессмысленных
противоречий и шатаний марксизма:
Предыдущая страница ... 416
Следующая страница ... 418
|