| Россию деревянную
Россией железной. Эсер-крестьянин понимает условия развития капитализма вернее и шире, чем присяжные слуги
капитала.
Другой эсер, крестьянин Хворостухин (Саратовской губ.), говорил: "Да,
господа, конечно, много говорили от партии народной свободы, говорили, что обвиняют
Трудовую
группу, что она хочет передать землю тому, кто хочет на ней трудиться. Они говорят, что тогда многие из городов уйдут и
получится еще худшее. Но я думаю, господа, что из городов уйдут только те, кому
делать нечего, а которые работают, то те привыкли к работе, и раз у них будет работа, они не уйдут из города. На самом
деле, зачем давать землю лицам, которые не хотят землю обрабатывать?.."
(774). Разве не ясно, что этот "эсер" хочет вовсе не всеобщего уравнительного
землепользования, а создания равноправного и свободного фермерства на свободной
земле? "... Во что бы то ни стало нужно
развязать экономическую свободу всему народу, в особенности народу, который столько
лет страдал и голодал" (777).
Не
думайте, что эта правильная формулировка действительного содержания
эсеровщины ("развязать экономическую свободу") — результат только крестьянской
неловкости выражения. Не только этого.
Эсеровский лидер, интеллигент Мушенко, говоривший заключительное слово от
имени партии с.-р. по аграрному вопросу, еще несравненно наивнее в
своих экономических взглядах, чем крестьяне Кабаков и Хворостухин.
"Мы говорим, —
заявил Мушенко, — что правильное переселение, правильное расселение возможно
лишь тогда, когда земля будет разгорожена, когда будут сняты все перегородки,
наложенные на нее принципом частной собственности на землю. Далее, министр
говорил о приросте населения в нашем государстве... Выходило, что для одного
этого (1,6 млн.) прироста населения нужно около 3:/2 млн.
дес. земли. Он говорит: таким образом если вы сделаете уравнение земли, то где
вы возьмете земли для такого прироста населения? Но я спрашиваю: где же, в
каком государстве (sic!) весь прирост населения поглощается земледелием? Ведь
закон, регулирующий распределение населения по сословиям, профессиям, как есть обратный закон" (курсив наш). "Если государство, если страна не
вырождается, а развивается в промышленном отношении, то это значит, что
на фундаменте сельского хо-
АГРАРНАЯ ПРОГРАММА С.-Д. В ПЕРВОЙ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ____________ 385
зяйства,
удовлетворяющего элементарной потребности в пище и сырье, воздвигаются новые и
новые хозяйственные этажи. Потребности
растут, появляются новые продукты производства, появляются новые отрасли
производства; обрабатывающая промышленность притягивает к себе все. большее и
большее количество рабочих рук. Городское
население растет больше, чем земледельческое, и поглощает большую часть
прироста населения. Бывает иногда, господа, что земледельческое население
уменьшается не только относительно, но даже абсолютно. Если у нас этот (!)
процесс идет медленно, то это потому, что не на чем возводить эти хозяйственные
новые этажи. Крестьянское хозяйство — этот фундамент слишком расшатан; рынок
для промышленности слишком мал. Создайте на почве передачи земли народу в
пользование здоровое, многочисленное, полное жизненных сил земледельческое
население, и вы увидите, какой спрос будет
на продукты промышленности и какая масса рабочих рук потребуется в городах на фабрики
и заводы" (1173).
Ну, разве не прелесть этот "социалист-революционер",
который программу развития капитализма называет программой социализации земли? Он и
не подозревает, что закон
более быстрого роста городского населения есть исключительно закон капиталистического
способа производства. Ему и в голову не приходит, что этот "закон" не
функционирует и не мог бы функционировать иначе, как через посредство
разложения крестьянства на буржуазию и
пролетариат, через посредство "разборки" между земледельцами, т. е.
вытеснения "голытьбы" "настоящим хозяином". Экономическая гармония, которую
рисует этот эсер на почве капиталистического закона, наивна до умилительности.
Но это не гармония вульгарного буржуазного экономиста, желающего затушевать
борьбу труда с капиталом. Это гармония бессознательного буржуазного революционера,
желающего смести дочиста остатки самодержавия, крепостничества, средневековья.
Победоносная буржуазная
революция, о которой мечтает наша теперешняя аграрная программа, не может идти иначе, как через этакого
буржуазного революционера. И сознательный
рабочий должен поддержать его в интересах общественного развития, ни на секунду не давая себя обольстить
младенческому лепету народнических "экономистов".
Предыдущая страница ... 383
Следующая страница ... 386
|