| (в газете или в выступлении) не было бы элементов развращения политического
сознания
народа.
Вот что забывает т. Плеханов, когда он величественно и
важно заявляет: "Вот смысл философии
всей: хорошо все то, что содействует политическому воспитанию народа, дурно все
то, что препятствует ему". Остальное — предрассудок, схоластика.
Да, да,
какое-то крыло социал-демократов, действительно, впадает в безнадежную
схоластику. Только какое, правое или левое? Можно ли себе представить
что-нибудь более педантское, безжизненное, поистине схоластическое, как это
сведение тактики пролетариата в эпоху
революции к задаче политического воспитания народа? Да где же тогда
грань между социал-демократической классовой борьбой и борьбой дюжинного буржуазного культурника? Революция в разгаре,
выступают различные классы, берутся за историческую работу массы, складываются
разнообразные оттенки буржуазных партий, обостряется сложный политический
кризис, вырабатывается новая ступень борьбы на почве, подготовленной
невиданно богатым событиями и опытом 1905 годом — и все это свести к одному: к политическому воспитанию народа! Поистине,
гениальное открытие нашей классной барышни. Поистине, хорошая "отмычка"
для всех конкретных вопросов политики, и
притом отмычка, которую целиком примет, обеими руками ухватит любой кадет и даже партия демократических
реформ и даже Гейден. Да, да, вот именно
такой "широкий" критерий нам нужен, именно то, что собирает и солидаризует классы,
а не сеет ненависть и рознь. Именно так! браво, Плеханов! — говорят все эти
добрые люди — ведь такое "решение" неизбежно затемняет или отдаляет вопрос о
той новой "полосе безумия", о том новом
"вихре", который так страшен буржуазному сердцу. Никаких вихрей, —
никаких катастроф, товарищ Плеханов, будьте же последовательны, — никаких
бездн. Политическое воспитание народа — вот наше знамя, вот смысл философии всей.
Товарищ Плеханов вполне и целиком уподобил себя этим
среднему немецкому кадету из
Франкфуртского
Предыдущая страница ... 167
Следующая страница ... 169
|