| экономическим прогрессом и работой мысли, которая создала хотя бы
"Капитал" Маркса. Одним словом, "очередь мысли и разума" наступает иногда в
исторические периоды человечества точно так же, как пребывание политического
деятеля в тюрьме содействует его научным работам и занятиям.
Но в
том-то и беда нашего буржуазного филистера, что он не сознает этого, так сказать,
тюремного или дубасовского, характера своего замечания. Он не замечает коренного вопроса: подавлена ли русская революция или
идет к новому подъему? изменилась
ли форма общественного движения с революционной на приспособительную к
ду-басовщине? иссякли ли силы для "вихря" или нет? Буржуазный разум не ставит
этих вопросов, потому что для него вообще революция есть неразумный
вихрь, а реформа — очередь мысли и разума.
Посмотрите на его поучительнейшее
рассуждение об организации. "Первым делом" мысли и разума, вещает он нам, "должно быть принятие
предупредительных мер против повторения того, что произошло в первый период
русской революции, в ее Sturmund-Drang-Zeit , т. е. против разрушительных действий революционных потоков и ураганов.
Единственным действительным средством для этого может быть только расширение и укрепление организации".
Вы
видите: кадет мыслит дело так, что период урагана разрушал организации и организованность (смотри "Новое Время", то бишь,
"Полярную Звезду" со статьями Струве
против анархии, стихии, безвластности в революции и пр., и пр.), а период охраняемых Дубасовым мысли и разума есть период
созидания организаций. Революция — худо, она разрушает, это — ураган,
головокружительный вихрь. Реакция — добро, она созидает, это — попутный ветер и
пора сознательной, планомерной, систематической
деятельности.
И
опять философ кадетской партии клевещет на революцию и выдает всю свою влюбленность в буржуазно-
— период бури и натиска. Ред.
Предыдущая страница ... 331
Следующая страница ... 333
|