|
составляются теперь в России на каждом заводе, в каждой канцелярии, в
каждом полку, в каждой команде городовых, в каждой епархии, в каждом учебном заведении
и проч., и проч., то мы легко
увидим, что громадное большинство их чисто "культурные", если можно так выразиться, требования. Я хочу сказать,
что это собственно не специфически классовые требования, а требования
элементарно правовые, требования, не разрушающие
капитализм, а, напротив, вводящие его в рамки европеизма, избавляющие капитализм
от варварства, дикости, взятки и прочих "русских" пережитков крепостного права.
В сущности и пролетарские требования ограничиваются в большинстве случаев
такими преобразованиями, которые вполне осуществимы в рамках капитализма. Пролетариат российский требует сейчас и немедленно не
того, что подрывает капитализм, а
того, что очищает его и ускоряет, усиливает его развитие.
Разумеется,
особое положение пролетариата в капиталистическом обществе ведет к тому, что стремление рабочих к социализму, союз
их с социалистической партией прорывается с стихийной силой на самых
ранних ступенях движения. Но собственно социалистические требования стоят еще
впереди, а на очереди дня — демократические требования
рабочих в политике, экономические требования в пределах капитализма в экономике.
Даже пролетариат делает революцию, так сказать, в пределах программы-минимум, а не программы-максимум. О крестьянстве,
этой гигантской, всеподавляю-щей своей
численностью, массе населения, нечего и говорить. Его "программа-максимум",
его конечные цели не выходят за пределы капитализма, который еще шире и пышнее развернулся бы при переходе всей земли
ко всему крестьянству и ко всему народу. Крестьянская революция есть в
настоящее время буржуазная революция, — как бы ни "оскорбляли" эти слова
сентиментальное ухо сентиментальных рыцарей нашего мещанского социализма.
Очерченный характер происходящей революции порождает
беспартийные организации вполне естественно.
Предыдущая страница ... 134
Следующая страница ... 136
|