|
Если
русское самодержавие не сумеет вывернуться даже теперь, отделавшись куцей конституцией, если оно будет не только
поколеблено, а действительно свергнуто, тогда, очевидно, потребуется гигантское напряжение
революционной энергии всех передовых классов, чтобы отстоять это завоевание. А
это "отстоять" и есть не что иное, как революционная
диктатура пролетариата и крестьянства! Чем больше мы завоюем теперь,
чем энергичнее мы будем отстаивать завоеванное, тем меньше сможет отнять
впоследствии неизбежная будущая реакция, тем короче будут эти интервалы
реакции, тем легче будет задача для пролетарских борцов, идущих вслед за нами.
А тут являются люди, которые наперед хотят,
до борьбы, отмерить точно аршином "по Иловайскому" скромненький кусочек будущих завоеваний, которые
до падения самодержавия, даже еще до 9-го
января вздумали стращать рабочий класс России пугалом ужасной
революционной демократической диктатуры! И эти аршинники претендуют на
название революционных социал-демократов...
Участвовать во временном правительстве вместе с буржуазной
революционной демократией, — плачутся они, — да ведь это значит освящать
буржуазный строй, освящать сохранение
тюрем и полиции, безработицы и нищеты, собственности и проституции. Это
довод, достойный либо анархистов, либо народников. Социал-демократия не
отворачивается от борьбы за политическую свободу на том основании, что это есть
буржуазная политическая свобода. Социал-демократия смотрит на "освящение" буржуазного строя с исторической точки зрения. Когда
Фейербаха спросили, освящает ли он
материализм Бюхнера, Фогта и Молешотта, он отвечал: я освящаю материализм в его отношении к прошлому, но не в его отношении к
будущему. Вот точно так же и социал-демократия освящает буржуазный
строй. Она никогда не боялась и никогда не побоится
сказать, что освящает республикански-демократический буржуазный строй по
сравнению с самодержавно-крепостническим буржуазным строем. Но она "освящает"
Предыдущая страница ... 26
Следующая страница ... 28
|