| Порт-Артура"
), мы указали, как сбились на ошибочную, буржуазно-демократическую точку зрения
не только наши социалисты-революционеры (порицавшие Геда и Гайндмана за
сочувствие Японии), но и новоискровцы. У последних это выразилось в рассуждениях,
во-первых, о "мире во что бы то ни стало", и, во-вторых, о непозволительности "спекуляции на победу японской буржуазии".
И те и другие рассуждения были достойны лишь буржуазного демократа,
ставящего политические вопросы на сентиментальную почву. Теперь
действительность показала, что "мир во что бы то ни стало" стал
лозунгом европейских биржевиков и русских реакционеров (кн. Мещерский в
1 97
"Гражданине"
ясно указывает уже теперь на необходимость мира для спасения самодержавия). Спекуляция на мир в целях подавления
революции выступила перед нами воочию, как спекуляция реакционера в
противоположность спекуляции прогрессивной буржуазии на победу японской буржуазии. Новоискровские фразы против
"спекуляции" вообще оказались
именно сентиментальными фразами, чуждыми классовой точки зрения и учета
различных сил.
События, показавшие новый облик реакционной буржуазии,
били в глаза так ярко, что
теперь и "Искра" начала понимать свою ошибку. Если за статью нашу в № 2 "Вперед"
она сердито "огрызалась" в № 83, то теперь в № 90 мы с удовольствием читаем
(передовица): "Нельзя требовать только мира, потому что мир при сохранении
самодержавия будет означать гибель страны".
Вот это так: нельзя требовать только мира, ибо царский мир не лучше (а иногда хуже) царской войны; нельзя ставить
лозунга "мир во что бы то ни стало",
а лишь мир вместе с падением самодержавия, мир, заключенный
освобожденным народом, свободным учредительным собранием, т. е. мир не любой
ценой, а исключительно ценой низвержения абсолютизма. Будем надеяться, что,
поняв это, "Искра" поймет и неуместность своих высоконравственных
См. настоящий том, стр. 157. Ред.
Предыдущая страница ... 373
Следующая страница ... 375
|