ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
РАБОЧАЯ И БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ стр. 187
|
освобождения"
всеобщее избирательное право. И тот же самый Струве на деле уже не раз доказал
нам, что все эти программы для либералов — простая бумажка, не лакму-сова, а
обыкновенная бумажка, ибо буржуазному демократу ничего не стоит сегодня
написать одно, а завтра другое. Этим свойством отличаются даже многие
переходящие к социал-демократии буржуазные интеллигенты. Вся история
европейского и русского либерализма
показывает сотни примеров расхождения слова с делом, и именно поэтому наивно
стремление Старовера придумать неотразимые бумажные реактивы. Это наивное
стремление приводит Старовера и к той великой идее, что поддерживать несогласных
на всеобщее избирательное право буржуа в их борьбе с царизмом — значит "сводить на нет идею всеобщего избирательного права"!
Может быть, Старовер напишет нам еще
один красивый фельетон, доказывая, что, поддерживая монархистов в их борьбе
с самодержавием, мы сводим на нет "идею" республики? В том-то и беда, что мысль
Старовера беспомощно вертится в рамках условий, лозунгов, требований, заявлений и упускает из виду единственный реальный
критерий: степень фактического участия в борьбе. От этого на практике
неизбежно получается подкрашивание радикальной интеллигенции, с которой
объявляется возможным "соглашение". Интеллигенция, в насмешку над марксизмом, объявляется "движущим нервом" (а не
краснобайствующим слугой?)
либерализма. Французские и итальянские радикалы награждаются званием
Еще маленький образчик прозы нашего Аркадия
Николаевича: "Всякий тот, кому за последние годы приходилось следить за общественной жизнью России, не мог, без сомнения,
не заметить усиленной демократической тяги к обнаженной от всех идеологических
наслоений, от всяких пережитков исторического
прошлого, к неподкрашенной идее конституционной свободы. Эта тяга была в своем
роде реализацией долгого процесса молекулярных изменений в среде демократии,
ее овидиевых превращений, заполнявших
своей калейдоскопической пестротой внимание и интерес целого ряда сменявшихся
поколений на протяжении двух десятилетий". Жаль, что это неверно, ибо
идея свободы не обнажается, а именно подкрашивается
идеализмом у новейших философов буржуазной демократии (Булгаков, Бердяев, Новгородцев
и пр. См. "Проблемы идеализма" и "Новый Путь"83). Жаль также, что
через все калейдоскопически пестрые овидиевы превращения Старовера,
Троцкого и Мартова проходит обнаженная тяга к фразе.
Предыдущая страница ... 186
Следующая страница ... 188
|
|