|
тый план редакции новой "Искры", план "высшего типа мобилизации", в
связи с принципиальными
рассуждениями № 77 (передовица: "Демократия на распутьи") и № 78 (фельетон
Старовера). О плане была уже речь в брошюре Ленина, а на рассуждениях придется остановиться здесь.
Основной
мыслью (или, вернее, основным недомыслием) указанных рассуждений новой "Искры"
является различение между земцами и буржуазной демократией. Это
различение проходит красной нитью через обе статьи, причем внимательный читатель
видит, что вместо термина буржуазная
демократия и наряду с ним употребляются, как равнозначащие, термины:
демократия, радикальная интеллигенция (sic!), нарождающаяся демократия, интеллигентная демократия. Это
различение возводится новой "Искрой", со свойственною ей скромностью, в
великое открытие, в оригинальную концепцию, "которой не дано было уразуметь"
бедному Ленину. Это различение прямо связывается с тем новым методом борьбы, о
котором мы так много наслышаны и от Троцкого и от редакции "Искры" непосредственно,
— именно: земский либерализм, дескать,
"годен разве на то, чтобы его бичевали скорпионами", а интеллигентная демократия
годна на соглашения с нами. Демократия должна действовать самостоятельно в качестве
самостоятельной силы. "Российский либерализм, от которого отнята его исторически необходимая часть, его движущий нерв
(слушайте!), его буржуазно-демократическая
половина, годен разве на то, чтобы его бичевали скорпионами". В ленинской
концепции "русского либерализма не было места таким общественным элементам, на
которые социал-демократия могла бы оказать когда бы то ни было (!) свое воздействие в качестве авангарда демократии".
Такова новая теория. Как и все новые теории теперешней
"Искры", она представляет из
себя сплошную путаницу. Во-первых, неосновательна и смешна претензия на приоритет
в открытии интеллигентной демократии. Во-вторых, неверно различение земского
Предыдущая страница ... 182
Следующая страница ... 184
|