| походе.
Нельзя ничего понять в нашей борьбе, если не изучить конкретной обстановки
каждого сражения. Изучив же это, мы ясно увидим, что развитие действительно
идет диалектическим путем, путем противоречий: меньшинство становится
большинством, большинство меньшинством; каждая сторона переходит от обороны к
нападению и от нападения к обороне; исходный пункт идейной борьбы (§1)
"отрицается", уступая место все заполоняющей дрязге , но затем начинается
"отрицание отрицания" и, "ужившись"
кое-как, с грехом пополам, с богоданной женой в различных центрах, мы возвращаемся
к исходному пункту чисто идейной борьбы, но уже этот "тезис" обогащен всеми результатами "антитезиса" и превратился в
высший сиитезис, когда изолированная, случайная ошибка по § 1 выросла в
quasi-систему оппортунистических взглядов по организационному вопросу, когда связь этого явления
с основным делением нашей партии на
революционное и оппортунистическое крыло выступает перед всеми все более и
более наглядно. Одним словом, не только овес растет по Гегелю, но и русские социал-демократы
воюют между собой тоже по Гегелю.
Но великую гегелевскую диалектику, которую
перенял, поставив ее на ноги, марксизм, никогда не следует смешивать с вульгарным приемом оправдания
зигзагов политических деятелей, переметывающихся с революционного на
оппортунистическое крыло партии, с
вульгарной манерой смешивать в кучу отдельные заявления, отдельные моменты развития разных стадий единого
процесса. Истинная диалектика не оправдывает
личные сшибки, а изучает неизбежные повороты, доказывая их неизбежность
на основании детальнейшего изучения развития во всей его конкретности. Основное положение диалектики: абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна... И еще не следует смешивать эту великую
гегелевскую диалектику с той пошлой житейской
муд-
Трудный вопрос о разграничении дрязг и
принципиального расхождения решается теперь сам собою: все, что относится к
кооптации, есть дрязга; все, что относится к анализу борьбы на съезде, к спорам о § 1 и о повороте к оппортунизму и к анархизму, есть
принципиальное расхождение.
Предыдущая страница ... 399
Следующая страница ... 401
|