| и этическом
"народничестве", пока остается в оппозиции? Русская буржуазия играет в народничество (и искренно иногда играет) именно
потому, что она находится в оппозиции,
а не стоит еще у кормила власти. Русский пролетариат ответит на любовно-лукавые
речи тт. освобожденцев: pas si bête, messieurs! Не так уж я глуп, господа, чтобы этому
поверить!
От общих
соображений насчет тождества либерализма и социализма г. Л. переходит к общей
теории аграрного вопроса. На протяжении десяти строчек он уничтожает марксизм
(паки и паки, в духе "Рев. России"), излагая его для этого, как водится, в вульгарно-упрощенном
виде, объявляя его и несоответствующим опыту, и научно недоказанным, и вообще неверным! Чрезвычайно
характерно, что единственным подтверждением является ссылка на
европейскую социалистическую (курсив г. Л.) литературу, — очевидно, на берпштейнианскую. Ссылка очень
убедительная. Если европейские (европейские!) социалисты
начинают думать и рассуждать по-буржуазному, то отчего бы русским буржуа не заявить себя и народниками и
социалистами? Марксистское воззрение на крестьянский вопрос, — убеждает
нас г. Л. — "если бы оно было бесспорным и единственно возможным, ставило бы
всю земскую (sic! ) Россию в ужасное, трагическое положение, обрекая ее на бездействие, ввиду
доказанной невозможности прогрессивной аграрной политики и вообще разумной,
целесообразной помощи крестьянскому хозяйству". Довод, как видите,
непреоборимый: так как марксизм доказывает невозможность
сколько-нибудь прочного процветания сколько-нибудь широких слоев крестьянства
при капитализме, то поэтому он ставит в ужасное, трагическое положение "земскую" (не описка ли это вместо
"землевладельческую"?) Россию, т. е. Россию, живущую именно на счет разорения
и пролетаризации крестьянства. Да, да, в этом-то и состоит одна из всемирно-исторических заслуг марксизма,
что он раз навсегда поставил в
ужасное, трагикомическое
* — так! Ред.
Предыдущая страница ... 79
Следующая страница ... 81
|