ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 222
| наибольший.
Но это исключение скорее подтверждает общее правило, ибо здесь влияние
отрезков было парализовано такими крупными обстоятельствами, как наибольшие
наделы у крестьян, несмотря на отрезки, и наибольшее количество свободного
земельного фонда для аренды земли. Таким образом, попытка автора усомниться в
существовании связи между отрезками и отработочной системой совершенно
неудачна. В общем и целом, не подлежит сомнению, что центр отработочной
системы в России (средне-черноземный район)
есть в то же время и центр отрезков. Мы подчеркиваем "в общем и целом" для
ответа на следующее недоумение автора. К словам нашей программы о возвращении
тех земель, которые отрезаны и служат орудием кабаления, автор ставит в скобках
вопрос: "а которые не служат?". Мы ответим ему, что программа — не проект
закона о возвращении отрезков. Мы определяем и объясняем общее значение
отрезков, а не говорим об отдельных случаях. И неужели можно еще, после всей
народнической литературы о положении пореформенного крестьянства, сомневаться в
том, что отрезки, в общем и целом, служат орудием крепостнической кабалы?
Неужели можно еще, спросим мы дальше, отрицать связь отрезков с отработочной
системой, когда эта связь вытекает из самых основных понятий о пореформенной
экономике России? Отработочная система
есть соединение барщины с капитализмом, "старого режима" и "современного"
хозяйства, системы эксплуатации посредством наделения землей и системы
эксплуатации посредством отделения от земли. А какой же может быть более рельефный
пример современной барщины, как не система хозяйства за отрезные земли (система, описанная, как таковая, как особая
система, а не случайность, народнической литературой еще в то доброе
старое время, когда о шаблонных и узких марксистах и слуху не было)? Неужели
можно думать, что современное прикрепление крестьян к земле держится только отсутствием закона о
свободе передвижения, а не существованием кроме того (и отчасти в
основе того) кабального хозяйства за отрезные земли?
Предыдущая страница ... 221
Следующая страница ... 223
|
|