ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН стр. 593
|
Ткачев
возглавил новое, близкое к бланкизму направление в революционном народничестве;
он считал политическую борьбу необходимой предпосылкой революции, но недооценивал
решающую роль народных масс. По мнению
Ткачева, революционное меньшинство должно захватить политическую власть,
создать новое государство и провести революционные преобразования в интересах
народа, которому остается лишь воспользоваться готовыми результатами. Он
ошибочно считал, что самодержавное государство не имеет в России социальной
почвы и не выражает интересы какого-либо класса. С критикой мелкобуржуазных воззрений Ткачева выступил Ф.
Энгельс в статьях "Эмигрантская литература" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения, т. XV, 193.5, стр. 241—264). Последние годы жизни Ткачев провел в
психиатрической больнице в Париже, где и умер. — 173.
Толстой, Л.
Н. (1828—1910) — гениальный русский
писатель, один из величайших писателей мира, оказавший огромное влияние на
развитие русской и мировой литературы. В своем творчестве Толстой осветил жизнь дореволюционной России, отразил
сложные противоречивые условия того времени, которые определяли психологию
различных классов и различных слоев русского общества в пореформенную эпоху
и их поведение в революции 1905—1907 годов.
По
рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати —
господствующему классу России. Но он порвал со взглядами этой среды и выступал
как страстный обличитель государственных и
общественно-экономических порядков, основанных на порабощении и эксплуатации
трудящихся масс; гневно бичевал
господствующие классы, разоблачал несправедливость царского суда, лицемерие
буржуазной морали и т. п. Резкой критике Толстой подвергал церковь, которая
освящала самодержавные порядки, поддерживала и оправдывала угнетение и
эксплуатацию; за это он был отлучен от церкви. В. И. Ленин называл Толстого
"зеркалом русской революции". Отмечая величие писателя, его гениальное мастерство, его выдающееся значение для
русской и мировой литературы, Ленин показал, что мировоззрение Толстого рельефно выразило черты исторического
своеобразия первой русской революции как крестьянской буржуазной
революции, отразило противоречия этой революции, ее сильные и слабые стороны.
Обличая
произвол самодержавия, Толстой вместо борьбы с крепостничеством и
самодержавно-полицейским государством проповедовал "непротивление злу
насилием", отстранение от политики, отречение от революции,
самоусовершенствование; вместо борьбы против религии проповедовал необходимость
замены старой религии — новой. Толстой не мог понять ни рабочего движения, ни
причин революции и неизбежности ее. Его учение — "толстовство" носило
утопический и реакционный характер и
наносило глубокий вред революционному движению. Характеристике мировоззрения
Толстого и оценке всей
Предыдущая страница ... 592
Следующая страница ... 594
|
|