|
"конечно", не сочувствовали никогда оппортунизму, но мы скачем и играем
по поводу "критики",
освободившей нас от догмы, мы тоже беремся за пересмотр этой догмы, — и, хотя
мы еще ровно никакой (кроме буржуазно-оппортунистической) критики не показали,
хотя мы ровно ничего еще не пересмотрели, но эта наша свобода от теории и должна быть вменена нам в нарочитую заслугу. Тем
более должна быть вменена в заслугу, что в качестве свободных от теории
людей мы яро стоим за всеобщее объединение, мы горячо осуждаем всякие
принципиально-теоретические споры. "Серьезная революционная организация, —
пресерьезно уверяет нас "В. Р. Р." (№ 2, стр. 127), — отказалась бы от решения
вечно разъединяющих спорных вопросов социальной теории, что, конечно, не должно
мешать теоретикам искать их решения", — или, прямее: писатель пусть
пописывает, читатель — почитывает, а мы, пока суд да дело, возрадуемся по случаю освобожденного пустого места.
Серьезно
разбирать эту теорию уклонения (по случаю собственно споров) от социализма,
разумеется, не доводится. По нашему мнению, кризис социализма обязывает сколько-нибудь серьезных социалистов именно к
тому, чтобы обратить усиленное внимание на теорию, — решительнее занять
строго определенную позицию, — резче отмежеваться от шатких и ненадежных
элементов. По мнению же соц.-рев., раз существует
"даже у немцев" раскол да разброд, так нам, россиянам, и сам бог велел
гордиться тем, что мы сами не знаем, куда бредем. По нашему мнению,
отсутствие теории отнимает право
существования у революционного направления и неизбежно осуждает его, рано
или поздно, на политический крах. По мнению же соц.-рев., отсутствие теории —
весьма хорошая вещь, особливо удобная "для объединения". Как видите, нам и им
не столковаться, ибо и говорим-то мы на
разных языках. Одна надежда: не образумит ли их г. Струве, который тоже (только посерьезнее) говорит об устранении
догмы и о том, что "наше" дело (как и дело всякой буржуазии,
обращающейся к пролетариату) не разъединить,
Предыдущая страница ... 378
Следующая страница ... 380
|