| пересмотра крестьянской реформы и, если
нет, то как именно он ее себе представляет .
Далее,
2. Крестьянским комитетам дается право экспроприировать и выкупать помещичью
землю, производить обмен земли и проч. (п. 4, б), причем это право ограничено
только случаями прямого переживания крепостнических отношений. Именно (3) право экспроприации и выкупа дается только по
отношению к тем землям, которые, во-первых, "отрезаны у крестьян при
уничтожении крепостного права" (эти земли искони служили, след.,
необходимой принадлежностью крестьянского хозяйства, входили как часть в целое
этого хозяйства и были искусственно от него отняты тем узаконенным грабежом, каковым была великая крестьянская
реформа) и, во-вторых, "служат в руках помещиков орудием для их закабаления".
Это
второе условие еще теснее ограничивает право выкупа и экспроприации, распространяя его не на все "отрезки", а только на
те, которые и посейчас остаются орудием закабаления, "посредством
которых, — как формулировала это "Искра", — продолжает держаться подневольный,
кабальный, барщинный, т. е. на деле тот же крепостной труд" . Иначе говоря:
там, где, благодаря половинчатости нашей крестьянской реформы, уцелели до сих
пор крепостнические формы хозяйства
* Отметим непоследовательность (или недомолвку?) Надеждина, который в
своем наброске аграрной программы воспринял,
видимо, идею "Искры" насчет крестьянских комитетов, но формулировал эту идею
крайне неудачно, сказав: "создание особого суда из народных представителей для
разбора крестьянских жалоб и заявлений относительно всех тех операций,
которые сопровождали "освобождение"" ("Канун революции", стр. 65, курсив мой). Жаловаться
можно только на нарушение закона. "Освобождение" 19 февраля со
всеми его "операциями" само является законом. Создание особых судов для
разбора жалоб на несправедливость известного закона не имеет никакого смысла,
пока не отменен этот закон, пока не даны в
замену (или в частичную отмену) его новые законодательные нормы. Надо дать
"суду" не только право принимать "жалобу" на отрезку выпаса, но и право
вернуть (resp. выкупить и т. п.) этот выпас, — а тогда, во-первых, "суд" с
полномочием творить закон уже не будет судом, а во-вторых, надо точно указать, какие именно права экспроприации,
выкупа и т. п. имеет такой "суд". Но как ни неудачна формулировка
Надеждина, а необходимость демократического пересмотра крестьянской реформы
понял он гораздо вернее Мартынова.
" См. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 434.
Ред
АГРАРНАЯ ПРОГРАММА РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ_____________ 325
при помощи отрезанных у крестьян земель, там дается право крестьянам
сразу и окончательно покончить с этими остатками крепостничества даже путем
экспроприации, там дается право "вернуть отрезки".
Мы можем поэтому успокоить нашего доброго Мартынова,
который с такой тревогой
спрашивал: "как быть с теми отрезками, которые в руках ли помещиков, в руках
купивших их разночинцев, эксплуатируются теперь образцовым капиталистическим способом?". Не об этих единичных отрезках идет
речь, почтеннейший, а о тех типичных
(и весьма многочисленных) отрезках, которые служат и по сю пору базисом про-
136
должающих существовать остатков
крепостного хозяйства
Наконец,
4. Пункт 4, б, предоставляет крестьянским комитетам полномочие устранять
остатки крепостного права, уцелевшие в отдельных местностях государства
(сер-витуты, незаконченные выделы земли и размежевание и проч. и т. п.).
Таким образом, все содержание 4-ого пункта можно,
простоты ради, выразить в двух словах:
"вернуть отрезки". Спрашивается, как возникла идея такого требования? Как прямой вывод из того общего и основного
положения, что мы должны помочь крестьянам и подтолкнуть крестьян на возможно
полное уничтожение всех остатков крепостничества. С этим "все согласны", не
правда ли? Ну, а если согласны встать на эту дорогу, так потрудитесь уже самостоятельно двигаться по
ней вперед, не заставляйте тащить вас, не робейте по поводу "необычного" вида
этой дороги, не смущайтесь тем, что
во многих местах вы и вовсе никакой проторенной дороги не найдете, а должны
будете и по краю обрыва проползти, и через чащу продираться, и через ямы
перескочить. Не жалуйтесь на бездорожье: эти жалобы будут бесполезным
нытьем, ибо вы наперед должны были знать, что становитесь не на столбовую
дорогу, выпрямленную и выравненную всеми
силами общественного прогресса, а на тропинки закоулков и захолустий, из которых выход есть, но прямого, простого
и легкого выхода ни вы, ни мы, ни другой кто никогда не отыщет, —
"никогда", т. е.
Предыдущая страница ... 323
Следующая страница ... 326
|