| теперь уже
половина января 1902 года. За все эти 5 месяцев (и до сентября и после сентября) ни один комитет и ни одна организация
партии не выступила с формальным протестом против этого чудища, которое
хочет комитеты и организации изгнать в царство теней! А ведь за это время и в "Искре" и в массе других, местных и не
местных, изданий появились десятки и сотни сообщений из всех концов
России. Как это произошло, что те, кого хотят изгнать в царство теней, не
заметили этого и не обиделись на это, — а
обиделось третье лицо?
Произошло это оттого, что комитеты и другие организации заняты настоящим
делом, а не игрой в
"демократизм". Комитеты прочли статью "С чего начать?", увидели, что это
попытка "выработать известный план организации, чтобы к постройке ее могло
быть приступлено со всех сторон", и так как они прекрасно знали и видели,
что ни одна из этих "всех сторон" не подумает "приступить к
постройке", пока не убедится в ее необходимости и верности архитектурного
плана, то они, естественно, и не подумали "обижаться" за продерзость людей,
сказавших в "Искре": "Ввиду неотложной важности вопроса мы решаемся, с своей
стороны, предложить вниманию товарищей набросок плана, подробнее развиваемого
нами в подготовляемой к печати брошюре" . Неужели
можно было, при добросовестном отношении к делу, не понять того, что если товарищи
примут предложенный их вниманию план, то они будут проводить его не из "подчинения", а из убеждения в его необходимости
для нашего общего дела, а если они не примут его, — то "набросок"
(какое претенциозное слово, не правда ли?) так и останется простым наброском?
Неужели это не демагогия, когда с наброском плана воюют не только тем, что
"разносят" его и советуют товарищам отвергнуть этот план, — а тем, что науськивают малоопытных в
революционном деле людей на авторов наброска за одно то, что они смеют
"законодательствовать", выступать "верховными регуляторами", т. е.
смеют предлагать набросок плана?? Может
См. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 9. Ред.
ЧТО ДЕЛАТЬ?_________________________________ 157
ли наша
партия развиваться и идти вперед, если за попытку поднять местных
деятелей до более широких взглядов, задач,
планов и т. п. будут возражать не только с точки зрения неверности этих
взглядов, а с точки зрения "обид" за то, что нас "хотят" "поднимать"? Ведь вот Л. Надеждин тоже "разнес" наш план, но до такой демагогии,
которая уже не может быть объяснена
одной наивностью или примитивностью политических взглядов, он не
опустился, обвинение в "инспекторстве над партией" он отверг решительно и с
самого начала. И потому Надеждину можно и должно на его критику плана ответить
по существу, а "Раб. Делу" можно ответить только презрением.
Но презрение к унижающемуся до криков о "самодержавии" и
"подчинении" писателю не избавляет еще нас от обязанности распутать ту
путаницу, которая преподносится такими людьми читателю. И вот тут мы можем
наглядно показать всем, какого пошиба эти ходячие фразы о "широком
демократизме". Нас обвиняют в забвении комитетов,
в желании или попытке изгнать их в царство теней и пр. Как ответить на эти обвинения,
когда мы не можем рассказать читателю почти ничего фактического о
наших действительных отношениях к комитетам, не можем по условиям конспирации?
Люди, бросающие хлесткое и раздражающее толпу
обвинение, оказываются впереди нас
благодаря их развязности, благодаря их пренебрежительному отношению к обязанностям
революционера, который тщательно скрывает от глаз света те отношения и связи,
которые он имеет, которые он налаживает или пытается наладить. Понятно, что конкурировать на поприще "демократизма" с такими
людьми мы раз навсегда отказываемся. Что же касается до непосвященного во все
партийные дела читателя, то единственным
средством исполнить свой долг по отношению к нему является рассказ не о том,
что есть и что находится im Werden , а о частичке
того, что было и о чем позволительно
рассказывать, как о прошлом.
— в процессе становления, возникновения. Ред.
Предыдущая страница ... 154
Следующая страница ... 158
|