ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 22
| признали
желательным вести ту борьбу, "какую только возможно вести рабочим при данных обстоятельствах", а возможной признали ту
борьбу, "которую они ведут в действительности в данную минуту"
("Отдельное приложение к "Р. Мысли"", стр. 14). Наоборот, мы, революционные социал-демократы, недовольны этим
преклонением пред стихийностью, т. е.
перед тем, что есть "в данную минуту"; мы требуем изменения
господствующей в последние годы тактики, мы заявляем, что, "прежде, чем объединяться,
и для того, чтобы объединиться, необходимо сначала решительно и определенно
размежеваться" (из объявления об издании "Искры") . Одним словом, немцы остаются при данном, отклоняя изменения; мы требуем
изменения данного, отвергая преклонение пред этим данным и примирение с ним.
Этой
"маленькой" разницы и не заметили наши "свободные" копировальщики немецких резолюций!
г) ЭНГЕЛЬС О ЗНАЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
"Догматизм,
доктринерство", "окостенение партии — неизбежное наказание за насильственное
зашнуровывание мысли", — таковы те враги, против которых рыцарски ополчаются
поборники "свободы критики" в "Раб. Деле". — Мы очень рады постановке на
очередь этого вопроса и предложили бы только дополнить его другим вопросом:
А судьи
кто?
Перед нами два объявления о литературном издательстве. Одно —
"Программа периодического органа Союза рус. с.-д. "Раб. Дело"" (оттиск из № 1
"Р. Д."). Другое — "Объявление о возобновлении изданий группы "Освобождение
труда"" . Оба помечены 1899 годом, когда "кризис марксизма" давно уже стоял на
очереди дня. И что же? В первом произведении вы напрасно стали бы искать
указания на это явление и определенного изложения той позиции, которую намерен
занять по этому вопросу новый орган. О теоретической работе и ее на-
* См. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 358. Ред.
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 23
сущных задачах в
данное время — ни слова ни в этой программе, ни в тех дополнениях к ней,
которые принял третий съезд "Союза" 1901 года35 ("Два съезда", стр.
15—18). За все это время редакция "Р. Дела"
оставляла в стороне теоретические вопросы, несмотря на то, что они волновали
всех социал-демократов всего мира.
Другое объявление, наоборот, прежде всего указывает на
ослабление в последние годы интереса к теории, настоятельно требует "зоркого
внимания к теоретической стороне революционного движения пролетариата" и
призывает к "беспощадной критике бернштейновских и других антиреволюционных тенденций" в нашем
движении. Вышедшие номера "Зари" показывают, как выполнялась эта программа.
Итак, мы
видим, что громкие фразы против окостенения мысли и проч. прикрывают собой
беззаботность и беспомощность в развитии теоретической мысли. Пример русских социал-демократов особенно наглядно
иллюстрирует то общеевропейское явление (давно уже отмеченное и
немецкими марксистами), что пресловутая свобода критики означает не замену одной теории другою, а свободу от всякой целостной и
продуманной теории, означает эклектизм и беспринципность. Кто
сколько-нибудь знаком с фактическим состоянием нашего движения, тот не может
не видеть, что широкое распространение
марксизма сопровождалось некоторым принижением теоретического уровня. К
движению, ради его практического значения и практических успехов, примыкало немало
людей, очень мало и даже вовсе не подготовленных теоретически. Можно судить
поэтому, какое отсутствие такта проявляет "Раб. Дело", когда выдвигает с
победоносным видом изречение Маркса: "каждый шаг действительного движения
важнее дюжины программ" . Повторять эти слова в эпоху теоретического разброда,
это все равно что кричать "таскать вам не
перетаскать!" при виде похоронной процессии. Да и взяты эти слова Маркса из его
письма о Готской программе37, в котором он резко порицает допущенный
эклектизм в формулировке принципов:
Предыдущая страница ... 20
Следующая страница ... 24
|
|