В.И.Ленин ПСС т.05 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН стр. 526


 


сложные противоречивые условия того времени, которые определяли психологию различных классов и различных слоев русского общества в пореформенную, но дореволюционную эпоху и их поведение в революции 1905—1907 годов.
По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати — господствующему классу России. Но он порвал со взглядами своей среды и выступал как страстный обличитель государст­венных, общественно-экономических порядков, основанных на порабощении и эксплуатации трудящих­ся масс; гневно бичевал господствующие классы, разоблачал несправедливость государственного права, суда, буржуазной морали и т. п. Резкой критике Толстой подвергал церковь, которая освящала самодер­жавные порядки, поддерживала и оправдывала угнетение и эксплуатацию, за что был отлучен от церкви. В. И. Ленин называл Толстого "зеркалом русской революции". Отмечая величие писателя, его гениаль­ное мастерство, его выдающееся значение для русской и мировой литературы, Ленин показал, что миро­воззрение Толстого рельефно выразило черты своеобразия первой русской революции, как крестьянской буржуазной революции; отразило противоречия этой революции, ее сильные и слабые стороны.
Обличая произвол самодержавия, Толстой вместо борьбы с крепостничеством и самодержавно-полицейским государством, проповедовал "непротивление злу насилием", отстранение от политики, от­речение от революции, самоусовершенствование; вместо борьбы против религии проповедовал необхо­димость замены старой религии — новой. Толстой не мог понять ни рабочего движения, ни причин ре­волюции и неизбежности ее. Его учение — "толстовство" носило утопический и реакционный характер и наносило глубокий вред революционному движению. Характеристике мировоззрения Толстого и оцен­ке всей его деятельности В. И. Ленин посвятил ряд произведений: "Лев Толстой, как зеркало русской революции" (Сочинения, 4 изд., том 15, стр. 179—186), "Л. Н. Толстой", "Л. Н. Толстой и современное рабочее движение", "Толстой и пролетарская борьба" (Сочинения, 4 изд., том 16, стр. 293—297, 300— 302, 323—324) и др.
Толстой является одним из крупнейших представителей русской педагогики. Он создал свою "Азбу­ку", открыл на свои средства школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней; издавал педагогиче­ский журнал "Ясная Поляна". — 149.
Трейчке (Treitschke), Генрих (1834—1896) — немецкий историк, публицист, идеолог и пропагандист реакционного пруссачества, шовинизма, расизма. В 1866—1889 годы — редактор реакционного журнала "Preussische Jahrbücher" ("Прусские Ежегодники"). В 1871—1884 годах являлся депутатом рейхстага, активно поддерживал внешнюю и внутреннюю политику Бисмарка, приветствовал введение в 1878 году исключительного закона против социалистов. С 1886 года — официальный историограф




Предыдущая страница ... 525
Следующая страница ... 527

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински