| дневному заработку,
служащая для покрытия расходов на поездки по железной дороге. В Гагсфельде
некоторые женщины, которые девушками работали на фабриках, имеют маленький
подсобный заработок, полируя в зимние вечера серебряные товары" (36).
"Гагсфельдский рабочий, — умиляется Гехт, — имеет свою оседлость не в силу
имперского закона, а благодаря своей
собственной энергии, имеет домик, который он не должен делить с чужими
людьми, имеет маленький кусочек земли; но что гораздо важнее, чем это
действительное владение, это — сознание, что все это приобретено собственным
прилежанием. Гагсфельдский рабочий — и фабричный рабочий и крестьянин в одно и то же время. У кого нет земли, тот
арендует хоть несколько парцелл, чтобы увеличить свой доход посредством
утилизации свободных часов. Если летом работа начинается на фабрике
"только" ("только"!) в 7 часов, рабочий встает в 4, чтобы окопать на своем поле
картофель или принести корма скоту. Или если вечером он приходит домой в 7
часов, то что же ему делать, особенно летом? Вот он и поработает еще
час-полтора на своем поле: ему ведь не нужна высокая рента с земли, — он хочет
только вполне (sic!)
использовать свою рабочую
силу..." И много еще таких елейностей говорит Гехт, заканчивающий свою книгу словами: "Карликовый крестьянин и фабричный
рабочий — оба (sic!) поднялись
до среднего сословия, и это не благодаря искусственным, принудительным мерам, а благодаря собственному
прилежанию, собственной энергии, выработке в себе высшей
нравственности" .
"Три деревни баденского Гарда представляют теперь из
себя одно великое, широкое среднее сословие" (курсив Гехта).
Что
Гехт так пишет, это неудивительно, ибо он — самый дюжинный буржуазный апологет.
Но какого
Гехт еще очень и очень много говорит об этой "высшей нравственности",
восторгаясь не хуже г. Булгакова "трезвой
брачной политикой", "железным прилежанием", "бережливостью" и "умеренностью",
приводя даже "известную крестьянскую поговорку": "Man sieht nicht auf die Goschen (d. h. Mund), sondern auf
die Groschen" — в вольном русском переводе:
"не так норовим, чтобы в рот, как чтобы в карман". Предлагаем читателю
сопоставить эту поговорку с "учением" киевского профессора г. Булгакова, что
крестьянское хозяйство (как не нуждающееся ни в ренте, ни в прибыли) — есть
"самая выгодная для общества (sic!)
организация земледелия" (Булг., 1,154).
Предыдущая страница ... 163
Следующая страница ... 165
|