ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 540
| размер той
массы населения, которая является сознательным историческим деятелем. Народник
же всегда рассуждал о населении вообще и о трудящемся населении в частности, как об объекте тех или других более или
менее разумных мероприятий, как о материале,
подлежащем направлению на тот или иной путь, и никогда не смотрел на различные
классы населения, как на самостоятельных исторических деятелей при данном пути,
никогда не ставил вопроса о тех условиях данного пути, которые могут развивать (или, наоборот, парализовать) самостоятельную и
сознательную деятельность этих творцов
истории.
Итак, хотя народничество сделало крупный шаг вперед против "наследства"
просветителей, поставив вопрос о капитализме в России, но данное им решение
этого вопроса оказалось настолько неудовлетворительным, вследствие мелкобуржуазной
точки зрения
и сентиментальной критики капитализма, что народничество по целому ряду важнейших вопросов общественной жизни
оказалось позади по сравнению с "просветителями". Присоединение народничества к наследству и традициям наших
просветителей оказалось в конце концов минусом: тех новых вопросов,
которые поставило перед русской общественной мыслью пореформенное экономическое
развитие России, народничество не решило, ограничившись по поводу их
сентиментальными и реакционными ламентациями, а те старые вопросы,
которые были поставлены еще просветителями, народничество загромоздило своей
романтикой и задержало их полное разрешение.
IV "ПРОСВЕТИТЕЛИ", НАРОДНИКИ И "УЧЕНИКИ"
Мы можем теперь подвести итоги нашим
параллелям. Попытаемся охарактеризовать вкратце отношения каждого из указанных в
заголовке течений общественной мысли друг к другу.
Просветитель верит в данное общественное
развитие, ибо не замечает свойственных ему противоречий. Народ-
Предыдущая страница ... 539
Следующая страница ... 541
|
|