В.И.Ленин ПСС т.02 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 520


 


на том основании, что он был противником народничества или относился безразлично к выдвинутым народничеством вопросам. Мы взяли в пример Скалдина именно пото­му, что, будучи несомненным представителем "наследства", он в то же время и безус­ловный враг тех учреждений старины, которые взяло под свою защиту народничество.
Мы сказали выше, что Скалдин — буржуа. Доказательства этой характеристики бы­ли в достаточном количестве приведены выше, но необходимо оговориться, что у нас зачастую крайне неправильно, узко, антиисторично понимают это слово, связывая с ним (без различия исторических эпох) своекорыстную защиту интересов меньшинства. Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители XVIII века (которых обще­признанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным пра­вом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершен­но искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепо­стного. Скалдин недаром цитирует в одном месте своей книги Адама Смита: мы
Нам возразят, пожалуй, что Скалдин не типичен для 60-х годов по своей вражде к общине и по сво­ему тону. Но дело тут вовсе не в одной общине. Дело в общих всем просветителям воззрениях, которые разделяет и Скалдин. Что же касается до его тона, то он действительно, пожалуй, не типичен по своей спокойной рассудительности, умеренности, постепеновщине и т. д. Недаром Энгельс назвал Скалдина liberalhonserväliv (умеренным консерватором. Ред.)110. Однако взять представителя наследства с более типичным тоном было бы, во-1-х, неудобно по разным причинам, а во-2-х, могло бы породить недоразу­мение при параллели с современным народничеством171. По самому характеру нашей задачи, тон (в про­тивоположность пословице) не делает музыки, и не типичный тон Скалдина тем резче выделяет его "му­зыку", т. е. содержание его взглядов. А нас только это содержание и интересует. Только по содержанию взглядов (отнюдь не по тону писателей) мы и намерены провести параллель между представителями на­следства и народниками современной эпохи.




ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?__________________ 521
видели, что и воззрения его и характер его аргументации во многом повторяют тезисы этого великого идеолога передовой буржуазии.
И вот если мы сопоставим практические пожелания Скалдина, с одной стороны, с взглядами современных народников, а с другой стороны, с отношением к ним "русских учеников", то мы увидим, что "ученики" всегда будут стоять за поддержку пожеланий Скалдина, ибо эти пожелания выражают интересы прогрессивных общественных клас­сов, насущные интересы всего общественного развития по данному, т. е. капиталисти­ческому, пути. То же, что изменили народники в этих практических пожеланиях Скал­дина или в его постановке вопросов, — является минусом и отвергается "учеником". Ученики "накидываются" не на "наследство" (это — вздорная выдумка), а на романти­ческие и мелкобуржуазные прибавки к наследству со стороны народников. К этим при­бавкам мы теперь и перейдем.
II ПРИБАВКА НАРОДНИЧЕСТВА К "НАСЛЕДСТВУ"
От Скалдина перейдем к Энгельгардту. Его письма "Из деревни" — тоже публици­стические очерки деревни, так что и содержание и даже форма его книги очень похожи на книгу Скалдина. Энгельгардт гораздо талантливее Скалдина, его письма из деревни написаны несравненно живее, образнее. У него нет длинных рассуждений солидного автора "В захолустье и в столице", но зато у него гораздо больше метких характери­стик и других образов. Неудивительно, что книга Энгельгардта пользуется такой проч­ной симпатией читающей публики и недавно еще была переиздана вновь, тогда как книга Скалдина почти совсем забыта, хотя письма Энгельгардта начали печататься в "Отечеств. Записках" всего через два года спустя после выхода книги Скалдина. По­этому нам нет никакой надобности знакомить читателя с содержанием книги Энгель­гардта, а мы ограничимся лишь краткой характеристикой двух сторон его воззрений: во-1-х, воззрений,




Предыдущая страница ... 519
Следующая страница ... 522

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински