| умирает хозяин
заведения, не оставляя среди наследников семейных рабочих, то промысел
переходит в другую семью, "быть может, наемному рабочему в том же заведении", а также в том, что "общинное землевладение и
хозяину кустарно-промышленного
предприятия и его наемному рабочему одинаково гарантирует трудовую
промышленную самостоятельность" (стр. 7, 68 и др.).
Мы не сомневаемся, что это сочиненное пермскими народниками "общинно-трудовое начало преемственности кустарных
промыслов" займет надлежащее место в будущей истории литературы рядом с такой
же сладенькой теорией гг. В. В., Н. —она и пр. о "народном производстве". Обе
теории — одного пошиба, обе подкрашивают и извращают действительность посредг
ством маниловских фраз. Всякий знает, что и у кустарей
заведения, материалы, орудия и проч. составляют находящееся в частной собственности
имущество, переходящее по наследству, а вовсе не по какому-то
общинному праву, что община нисколько не гарантирует самостоятельности не
только в промышленности, но даже в земледелии, что внутри общины идет
такая же хозяйственная борьба и эксплуатация, как и вне ее. В особую теорию
"общинно-трудового начала" превращен тот
простой факт, что мелкий хозяйчик, при небольшом капитальце, должен трудиться и сам, что наемный рабочий может сделаться
хозяином (конечно, если будет бережлив и воздержен), чему и бывают примеры,
сообщаемые в "Очерке" на стр. 69... Все теоретики мещанства всегда
утешались тем, что в мелком производстве рабочий
может стать хозяином, и все они никогда не шли в своих идеалах дальше
того, чтобы превратить рабочих в хозяйчиков. В "Очерке" делается даже
попытка указать "статистические данные,
констатирующие начало общинно-трудовой преемственности" (45). Данные
относятся к кожевенному промыслу. Из 129 заведений 90 (т. е. 70%) основаны
после 1870 года, между тем в 1869 г. кустарных кожевен считалось 161 (по
"списку населенных мест"), а в 1895 —153. Значит, промысел переходил из одних
семей в другие, в чем и усматри-
Предыдущая страница ... 345
Следующая страница ... 347
|