|
(глубоко
коренящееся в самом строе общественного хозяйства) за противоречие или ошибку
доктрины, системы, даже мероприятий и т. п. Узкий кругозор Kleinbürger'a , который сам стоит в стороне от развитых
противоречий и занимает промежуточное, переходное положение между двумя
антиподами, соединяется тут с наивным идеализмом, — мы почти готовы сказать:
бюрократизмом, — объясняющим общественный строй мнениями людей (особенно людей,
власть имущих), а не наоборот. Приведем примеры
всех подобных суждений Сисмонди.
"Забывая людей ради вещей, не
принесла ли Англия цель в жертву средствам?
Пример
Англии тем более поразителен, что это нация свободная, просвещенная, хорошо
управляемая и что все ее бедствия происходят единственно оттого, что она последовала
ложному экономическому направлению" (I, р. IX
). У Сисмонди Англия вообще
играет роль устрашающего примера для континента, — точь-в-точь так, как у наших
романтиков, воображающих, что они дают нечто новое, а не самый старый хлам.
"Обращая внимание моих читателей на Англию, я хотел показать... историю нашего
собственного будущего, если мы будем продолжать поступать по тем принципам, которым
она следовала" (I,
р. XVI).
"...
Государства континента считают нужным следовать Англии в ее мануфактурной
карьере" (II, 330). "Нет зрелища более поразительного,
более ужасающего, чем то, которое представляет Англия" (II, 332) .
"Не надо забывать, что богатство есть лишь то, что представляет (n'est que la représentation)
приятности и удобства жизни"
(на место буржуазного богатства
* — мелкого
буржуа. Ред.
" — I, стр. IX. Ред.
Чтобы показать наглядно отношение европейского романтизма к
русскому, мы будем приводить под чертой цитаты
из г-на Н. —она. "Мы не пожелали воспользоваться уроками, преподанными нам хозяйственным ходом развития Западной Европы. Нас до
такой степени поразил блеск развития капитализма в Англии и так поражает
неизмеримо быстрее происходящее развитие капитализма в Американских
Штатах" и т. д. (323). — Как видите, даже выражения г-на Н. —она не блещут
новизной! Его "поражает" то же самое, что "поражало" в начале века Сисмонди.
Предыдущая страница ... 226
Следующая страница ... 228
|