|
обмена вытекает необходимость определять относительную ценность
предметов. Идеи ценности и обмена, таким образом, тесно связаны между собою, и
в своей действительной форме
обе они выражают индивидуализм и антагонизм... Определять ценность продуктов можно только потому, что существует
продажа и покупка, другими словами, антагонизм
между различными членами общества. Заботиться о цене, ценности приходится
только там, где происходит продажа и покупка, словом, где каждый индивидуум должен бороться, чтобы получить предметы,
необходимые для поддержания его существования"" (назв. соч., стр. 68) .
Спрашивается,
в чем состоит тут сентиментальность Перейры? Он говорит только об индивидуализме, антагонизме, борьбе,
свойственных капитализму, говорит то самое, что говорят на разные лады наши народники, и притом говорят, казалось бы,
правду, ибо "индивидуализм, антагонизм и борьба" действительно
составляют необходимую принадлежность
обмена, товарного хозяйства. Сентиментальность состоит в том, что этот сен-симонист, увлеченный осуждением
противоречий капитализма, просматривает за этими противоречиями тот факт,
что обмен тоже выражает особую форму общественного хозяйства, что он, следовательно, не только разъединяет (это
верно лишь по отношению к
средневековым союзам, которые капитализм разрушает), но и соединяет
людей, заставляя их вступать в сношения между собой при посредстве рынка .
Вот эта-то поверхностность понимания, вызванная увлечением "разнести"
капитализм (с точки зрения утопической), и дала повод цитированному автору
назвать критику Перейры сентиментальной.
Но что нам Перейра, давно забытый апостол давно забытого
сен-симонизма? Не взять ли
лучше новейшего "апостола" народничества?
Заменяя
местные, сословные союзы — единством социального положения и социальных
интересов, в пределах целого государства и даже всего мира.
Предыдущая страница ... 212
Следующая страница ... 214
|