|
он
признает, во-первых, данное капиталистическое развитие, совершающееся путем диспропорций, кризисов и т. п., развитием
необходимым, говоря, что уже самый характер средств производства
(машины) вызывает безграничное стремление к расширению производства и
постоянное предварение спроса предложением. Во-вторых, он признает в этом данном развитии элементы прогресса, состоящие
в развитии производительных сил, в обобществлении труда в пределах целого
общества, в повышении подвижности населения и его сознательности и пр.
Этими двумя пунктами исчерпывается его отличие
от Сисмонди и Прудона, которые сходятся с ним в указаниях на "неустойчивость" и
порожденные ею противоречия и в искреннем стремлении устранить эти противоречия.
Непонимание того, что эта "неустойчивость" есть необходимая черта
всякого капитализма и товарного хозяйства
вообще, приводит их к утопии. Непонимание элементов прогресса, присущих
этой неустойчивости, делает их теории реакционными .
И теперь мы предлагаем гг. народникам ответить на вопрос:
разделяет ли г. Н. —он воззрения научной
теории по двум указанным пунктам? признает ли он неустойчивость, как
свойство данного строя и данного развития? признает ли он элементы прогресса в
этой неустойчивости? Всякий знает, что нет, что г. Н. —он, напротив, объявляет
эту "неустойчивость" капитализма простой ненормальностью, уклонением и т. д. и считает ее упадком, регрессом (ср. выше: "лишает
устойчивости"), идеализируя тот самый экономический застой
(вспомните "вековые устои", "освященные веками начала" и т. п.), в разрушении
которого и состоит историческая заслуга "неустойчивого" капитализма. Ясно
поэтому, что мы были вполне правы, относя его
Этот термин употребляется в историко-философском
смысле, характеризуя только ошибку теоретиков, берущих в пережитых порядках
образцы своих построений. Он вовсе не относится ни к личным качествам этих
теоретиков, ни к их программам. Всякий знает, что реакционерами в обыденном
значении слова ни Сисмонди, ни Прудон не были. Мы разъясняем сии азбучные
истины потому, что гг. народники, как увидим
ниже, до сих пор еще не усвоили их себе.
Предыдущая страница ... 210
Следующая страница ... 212
|