|
к тому исправлению основной его ошибки,
которое дано в "Капитале" Маркса.
Прежде всего, Сисмонди делает из этой
ошибочной теории Ад. Смита тот вывод, что производство должно соответствовать потреблению, что производство
определяется доходом. Подробному разжевыванию этой "истины" (свидетельствующей
о совершенном непонимании характера
капиталистического производства) посвящена вся следующая глава, VI: "Взаимное определение производства
потреблением и расхода — доходом". Сисмонди
прямо переносит на капиталистическое общество мораль экономного
крестьянина и думает серьезно, что он внес этим исправление в учение Смита. В
самом начале сочинения, говоря во вступительной части (кн. I, история науки) об Ад. Смите, он заявляет,
что "дополняет" Смита положением, что "потребление есть единственная цель
накопления" (I, 51). "Потребление, — говорит он, —
определяет воспроизводство" (I, 119—120),
"национальный расход должен регулировать национальный доход" (I, 113) и тому подобные положения пестрят все
сочинение. В непосредственной связи с этим
стоят еще две характерные черты доктрины Сисмонди: во-1-х, недоверие к
развитию капитализма, непонимание того, как он создает все больший и больший рост
производительных сил, отрицание возможности этого роста, — совершенно так же,
как и русские романтики "учат", что капитализм ведет к растрате труда и т. п.
"Ошибаются те, кто подстрекает к безграничному производству", —
говорит Сисмонди (I,
121). Избыток производства
над доходом вызывает перепроизводство (I, 106).
Рост богатства выгоден лишь тогда, "когда он постепенен, когда он пропорционален
самому себе, когда ни одна из его частей не развивается непомерно быстро" (I, 409). Добрый Сисмонди думает, что
"непропорциональное" развитие не есть развитие (как думают и наши народники),
что эта непропорциональность — не закон данного строя общественного хозяйства и
его движения, а "ошибка" законодателя и т. п., что это искусственное
подражание европейских правительств
Предыдущая страница ... 136
Следующая страница ... 138
|