|
Маркса с
своей профессорской точки зрения. Прежде всего, он совершенно неправильно
видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии,
и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было.
"Существенный признак государства, — говорит Энгельс в том самом сочинении, из
которого г. Струве взял цитату о государстве, — состоит в публичной власти,
отдельной от массы народа" ["Ursprung der Familie u. s. w.", 2-te Aufl., S. 84 ;
русск. пер., с. 109 ], и несколько выше он говорит об учреждении нав-
„119 г
крарии ,
что оно "подрывало двояким образом родовое устройство: во-первых, оно создавало
публичную власть (öffentliche
Gewalt — в русск. пер.
неверно передано: общественная сила), которая уже не совпадала просто-напросто
с совокупностью вооруженного народа" (ib.**, S. 79;
русск. пер., с. 105120). Итак, признак государства — наличность особого класса лиц, в руках которого
сосредоточивается власть. Общину, в которой "организацией
порядка" заведовали бы поочередно все члены ее, никто, разумеется, не мог бы назвать государством. Далее, по
отношению к современному государству рассуждение г-на Струве еще более
несостоятельно. Говорить о нем, что оно "прежде всего (sic!?!) организация порядка" — значит не понимать одного из очень важных пунктов теории Маркса. Тот особый слой, в
руках которого находится власть в современном обществе, это —
бюрократия. Непосредственная и теснейшая связь этого органа с господствующим в
современном обществе классом буржуазии явствует и из истории (бюрократия была первым политическим орудием буржуазии против
феодалов, вообще против
представителей "стародворянского" уклада, первым выступлением на арену
политического господства не породистых землевладельцев, а разночинцев, "мещанства")
и из самых условий образования и комплектования этого класса, в который доступ
открыт только
—
"Происхождение семьи и т. д.", 2-е изд., стр. 84. Ред. " — ibidem — там же. Ред.
Предыдущая страница ... 438
Следующая страница ... 440
|