|
принять меры к ограждению деревни". Мещанская поверхностность понимания
и готовность идти на
компромиссы выступает с полной очевидностью. Самая эта деревня, как мы видели, представляет из себя раскол и
борьбу, представляет строй противоположных интересов, — но народник
видит корень зла не в самом этом строе, а в частных недостатках его, строит
свою программу не на том, чтобы придать идейность идущей борьбе, а на том,
чтобы "оградить" деревню от случайных, незаконных, извне являющихся
"хищников"! И кому же, достопочтенный г. романтик, следует принять меры к ограждению? Тому "обществу", которое
удовлетворяется утробными процессами на счет именно тех, кого ограждать
следует? Земским, волостным и всяким другим агентам, которые живут долями прибавочной стоимости и поэтому, как мы
сейчас видели, оказывают не противодействие, а содействие?
Народник
находит, что это — грустная случайность, не более, — результат дурного "понимания своего назначения"; что достаточно
призыва "сойтись и действовать дружно",
чтобы все подобные элементы "сошли с неверного пути". Он не хочет видеть, что
если в отношениях экономических сложилась система Plusmacherei, сложились такие порядки, что иметь
средства и досуг для образования может только "выходец из народа", а "масса"
должна "оставаться невежественной и трудиться за чужой счет", — то прямым уже и
непосредственным следствием их является то, что в "общество" попадают только
представители первых, что из этого же "общества" да из "выходцев" только и могут рекрутироваться волостные писаря,
земские агенты и так далее, которых народник имеет наивность считать
чем-то стоящим выше экономических отношений и классов, над ними.
Поэтому и воззвание его:
"оградите" обращается совсем не по адресу.
Он
успокаивается либо на мещанских паллиативах (борьба с кулачеством — см. выше о
ссудосберегательных товариществах, кредите, о законодательстве для поощрения трезвости, трудолюбия и образования;
Предыдущая страница ... 408
Следующая страница ... 410
|