| Оригинальное рассуждение. Конституция "отрезала" легальные
пути?! Это — еще отражение той доброй
старой теории российских народников, по которой "интеллигенция" приглашалась пожертвовать "свободой", ибо
таковая, дескать, служила бы лишь ей,
а народ отдала бы в руки "имущего мещанства". Мы не станем спорить против этой нелепой
и реакционной теории, потому что от нее отказались современные народники вообще
и наши ближайшие противники, гг. публицисты "Русского Богатства" в частности. Но мы не можем не отметить, что,
отказываясь от этой идеи, делая шаг вперед к открытому признанию данных
путей России, вместо разглагольствования о возможности иных путей, — эти
народники тем самым окончательно установили свою мелкобуржуазность, так как настаивание на мелких, мещанских реформах в связи
с абсолютным непониманием классовой борьбы ставит их на сторону
либералов против тех, кто становится на сторону "антипода", видя в нем
единственного, так сказать, дестинатэра тех
благ, о которых идет речь.
"И в Германии в
это время было много людей, которые предавались только восторгам от эмансипации,
предавались десять лет, двадцать лет, тридцать лет и более; люди, которые
всякий скептицизм, всякое недовольство реформой считали на руку реакции и
предавали их проклятию. Простодушные из них представляли себе народ в виде
коня, выпущенного на волю, которого опять можно поставить в конюшню и начать
на нем почтовую гоньбу (что вовсе не всегда возможно). Но были тут и плуты,
льстившие народу, а под шумок ведшие другую линию, плуты, пристраивавшиеся к
таким искренно любившим народ разиням,
которых можно было проводить и эксплуатировать. Ах, эти искренние разини! Когда
начинается гражданская борьба, то вовсе не всякий готов к ней и вовсе
не всякий к ней способен".
Прекрасные слова, которые хорошо резюмируют лучшие
традиции старого русского народничества
и которыми мы можем воспользоваться для характеристики отношения русских марксистов к современному русскому
народничеству. Для такого употребления — не приходится много изменять в
них: настолько одно-
— созидателя. Ред.
Предыдущая страница ... 377
Следующая страница ... 379
|