| и
поднимают его производительность. Он видит тут не случайность, а необходимый
продукт капиталистического устройства нашего общественного хозяйства. Он видит поэтому выход не в россказнях о том, что "могут,
без сомнения", сделать люди, заменяющие буржуа (сначала, ведь, надо еще
"заменить", — а для этого одних слов или обращения
к обществу и государству недостаточно), а в развитии классовых противоречий данного экономического порядка.
Всякий понимает, что эти два объяснения
диаметрально противоположны, что из них вытекают две исключающие друг друга системы действия. Народник,
считая буржуазию случайностью, не видит связей ее с государством и с
доверчивостью "простодушного мужичка"
обращается за помощью к тому, кто именно и охраняет ее интересы. Его
деятельность сводится к той умеренной и аккуратной, казенно-либеральной деятельности, которая совершенно равносильна с
филантропией, ибо "интересов" серьезно не трогает и нимало им не страшна.
Марксист отворачивается от этой мешанины и говорит, что не может быть
иных "залогов будущего", кроме "суровой борьбы экономических классов".
Понятно также, что если эти различия в системах действия
непосредственно и неизбежно вытекают из различий объяснения факта
господства нашей буржуазии, — то марксист,
ведя теоретический спор, ограничивается доказательством необходимости и неизбежности
(при данной организации общественного хозяйства) этой буржуазии (это и вышло с
книгой г. Струве), и если народник, обходя вопрос об этих различных приемах
объяснения, занимается разговорами о гегельянстве и о "жестокости к личности" ,
— то это наглядно показывает лишь его бессилие.
"История третьего сословия в Западной Европе чрезвычайно длинная... Мы,
конечно, всю эту историю не повторим, вопреки учению фаталистов; просвещенные
представители нашего третьего сословия не
станут, конечно, также употреблять всех тех средств для достижения своих целей,
к каким прибегали
* Г-н Михайловский в № 10 "Р. Б." за 1894 г.
Предыдущая страница ... 371
Следующая страница ... 373
|