| можно так выразиться;
элементы эти тесно сплачиваются, соединяются, претерпевают глубокое внутреннее изменение и начинают изменять и верхний и
нижний слои, приспособляя их к своим потребностям. Процесс этот чрезвычайно
интересен сам по себе, а для нас он имеет особенно важное значение. Для
нас тут представляется целый ряд вопросов: составляет ли господство третьего
сословия роковую и неизбежную ступень цивилизации каждого народа?.."
Что
за гиль?! Откуда и при чем тут "роковая неизбежность"? Не сам ли автор описывал и еще подробнее будет ниже описывать
господство 3-го сословия у нас, на святой Руси, в 70-е годы?
Автор берет, очевидно, те теоретические доводы, за
которые прятались представители нашей буржуазии.
Ну, как же
это не мечтательная поверхностность — принимать такие выдумки за чистую монету?
не понимать, что за этими "теоретическими" рассуждениями стоят интересы, интересы
того общества, которое сейчас так верно было оценено, интересы буржуазии?
Только романтик и может
думать, что можно силлогизмами бороться с интересами.
"... нельзя ли
государству прямо с одной ступени перейти на другую, не делая при этом никаких
саль-то-морталей, которые чудятся на каждом шагу чересчур предусмотрительным
филистерам, и не слушая фаталистов, видящих в истории один роковой порядок,
вследствие которого господство третьего сословия так же неизбежно для
государства, как неизбежна для человека старость или юность?.."
Вот какое глубокое понимание у народников нашей
действительности! Если государство
содействует развитию капитализма, — то это вовсе не потому, что буржуазия владеет такой материальной силой, что "посылает
на работу" народ и гнет в свою сторону политику. Вовсе нет. Дело просто
в том, что профессора Вернадские, Чичерины, Менделеевы
и пр. держатся неправильных теорий о "роковом" порядке, а государство их "слушает".
"... нельзя ли,
наконец, смягчить отрицательные стороны наступающего порядка, как-нибудь видоизменить
его или сократить время его господства? Неужели, и в самом деле, государство
есть нечто такое инертное, непроизвольное и бессильное, что не может влиять на
свои судьбы и изменять их; неужели,
Предыдущая страница ... 367
Следующая страница ... 369
|