| потому что
складывающиеся уже у нас фермерские отношения только быстрее и пышнее расцвели
бы при этом, но он крайне важен в демократическом смысле, как единственная
мера, которая могла бы окончательно сломить благородных помещиков. Наконец,
говорить о бесправии крестьян, как причине экспроприации и эксплуатации крестьян,
могут, конечно, только гг. Южаковы и В. В., но гнет администрации над крестьянством не только несомненен, а представляет из
себя не простой гнет, а прямое трети-рование крестьян, как "подлой
черни", которой свойственно быть в подчинении у благородных помещиков, для которой пользование общими гражданскими правами
дается только в виде особой милости (переселения , например), которой
всякий помпадур может распоряжаться как людьми, запертыми в рабочий дом. И
социал-демократы безусловно примыкают к требованию полного восстановления
крестьянства в гражданских правах, полной
отмены всяких привилегий дворянства, уничтожения бюрократической опеки над
крестьянством и предоставления ему самоуправления.
Вообще, русским коммунистам, последователям марксизма, более
чем каким-нибудь другим, следует именовать себя СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМИ и
никогда не забывать в своей
деятельности громадной важности ДЕМОКРАТИЗМА".
В России остатки средневековых, полукрепостнических
учреждений так бесконечно еще
сильны (сравнительно с Западной Европой), они таким гнетущим ярмом лежат на
пролетариате и на народе вообще, задерживая
Нельзя не вспомнить тут о чисто российской наглости крепостника, с
которой г. Ермолов, теперь министр земледелия, в своей книге: "Неурожай и
народное бедствие" возражает против переселений. Нельзя, дескать, с государственной точки зрения считать их
рациональными, когда в Европейской России помещики еще нуждаются в
свободных руках. — Для чего же, в самом деле, существуют крестьяне, как не для
того, чтобы своим трудом кормить тунеядцев-помещиков с их "высокопоставленными"
прихвостнями?
Это
очень важный пункт. Плеханов глубоко прав, говоря, что у наших революционеров
"два врага: не совсем еще искорененные старые предрассудки, с одной стороны, и
узкое понимание новой программы, с другой". См. Приложение III. (Настоящий
том, стр. 339. Ред.)
Предыдущая страница ... 299
Следующая страница ... 301
|