|
представляет из себя не один грабеж труда, а еще и азиатское
надругательство над личностью,
которое постоянно встречается в деревне. Вот если вы станете сравнивать эту действительную
деревню с нашим капитализмом, — вы поймете тогда, почему социал-демократы
считают прогрессивной работу нашего капитализма, когда он стягивает эти мелкие раздробленные рынки в один всероссийский
рынок, когда он создает на место бездны мелких благонамеренных
живоглотов кучку крупных "столпов отечества", когда он обобществляет труд и повышает его производительность, когда он
разрывает это подчинение трудящегося местным кровопийцам и создает
подчинение крупному капиталу. Это подчинение является прогрессивным по
сравнению с тем — несмотря на все ужасы
угнетения труда, вымирания, одичания, калечения женских и детских организмов
и т. д., — потому, что оно БУДИТ МЫСЛЬ РАБОЧЕГО, превращает глухое и
неясное недовольство в сознательный протест, превращает раздробленный, мелкий,
бессмысленный бунт в организованную классовую борьбу за освобождение всего трудящегося
люда, борьбу, которая черпает свою силу из самых условий существования этого крупного капитализма и потому может
безусловно рассчитывать на ВЕРНЫЙ УСПЕХ В ответ на обвинение в игнорировании массы
крестьянства, социал-демократы с полным правом могут привести слова Карла
Маркса:
"Критика сорвала с цепей украшавшие их
воображаемые цветы не
для того, чтобы человечество продолжало нести эти оковы в их форме, лишенной всякой фантазии и всякой радости, а
для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком"70'.
Русские социал-демократы срывают с нашей деревни
украшающие ее воображаемые цветы,
воюют против идеализации и фантазий, производят ту разрушительную работу, за
которую их так смертельно ненавидят "друзья народа", — не для того, чтобы масса
Предыдущая страница ... 240
Следующая страница ... 242
|