|
в шляпе, которую и
останется только надеть на голову осчастливленному человечеству".
Извольте
видеть, — марксисты, значит, ничем не отличаются от "друзей народа" в понимании
действительности, но только в представлении будущего: они совсем, должно быть, не занимаются настоящим, а только
"перспективами". Что именно такова мысль г. Михайловского, в этом не
может быть сомнения: марксисты, — говорит он, — "вполне уверены, что в их
провидениях будущего нет ничего утопического, а все взвешено и смерено по
предписаниям строгой науки", и, наконец, еще яснее: марксисты — "веруют и
исповедуют непреложность абстрактной исторической схемы".
Одним словом, мы имеем перед собой то банальнейшее и пошлейшее
обвинение марксистов, на котором с давних пор
выезжают все те, кто не может возразить что-либо по существу против их воззрений. "Марксисты исповедуют непреложность
абстрактной исторической схемы" ! !
Да ведь
это же сплошная ложь и выдумка!
Ни один из марксистов нигде и никогда не
аргументировал таким образом, что в России "должен быть" капитализм, "потому что" он был на Западе и
т. д. Ни один из марксистов никогда не видел в теории Маркса какой-нибудь
общеобязательной философско-исторической схемы, чего-нибудь большего, чем
объяснение такой-то общественно-экономической
формации. Один только субъективный философ, г. Михайловский, ухитрился обнаружить такое непонимание Маркса, что
усмотрел у него общефилософскую теорию, в ответ на что и получил
совершенно определенное разъяснение Маркса, что он ошибся в адресе. Никогда ни
один марксист не основывал своих
социал-демократических воззрений на чем-нибудь ином, как на соответствии ее с действительностью
и историей данных, т. е. русских, общественно-экономических отношений, да и не мог основывать, потому что это
требование от теории совершенно ясно и определенно заявлено и положено
во главу угла всего учения самим основателем "марксизма"
Марксом.
Предыдущая страница ... 194
Следующая страница ... 196
|