ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 153
|
материализм,
— то они побледнели в истории цивилизованных народов отчасти действительно в
лучах влияния форм производства (опять увертка, еще только более явная. Каких же именно форм производства? Пустая
фраза!), но отчасти распустились в своем собственном продолжении и
обобщении — в связях национальных". Итак, национальные связи, это —
продолжение и обобщение связей родовых! Г. Михайловский заимствует, очевидно, свои представления об истории
общества из той детской побасенки, которой учат гимназистов. История
общественности — гласит эта доктрина прописей — состоит в том, что сначала была
семья, эта ячейка всякого общества , затем —дескать — семья разрослась в племя,
а племя разрослось в государство. Если г. Михайловский с важным видом повторяет
этот ребяческий вздор, так это показывает только — помимо всего другого, — что
он не имеет ни малейшего представления о ходе хотя бы даже русской истории.
Если можно было говорить о родовом быте в древней Руси, то несомненно, что уже в средние века, в эпоху
московского царства, этих родовых связей уже не существовало, т. е.
государство основывалось на союзах совсем не родовых, а местных: помещики и монастыри принимали к себе
крестьян из различных мест, и общины, составлявшиеся таким образом, были
чисто территориальными союзами. Однако о национальных
связях в собственном смысле слова едва ли можно было говорить в то время:
государство распадалось на отдельные "земли", частью даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности
в управлении, иногда свои особые войска (местные бояре ходили на войну
со своими полками), особые таможенные границы и т. д. Только новый период
русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим
слиянием всех таких
Это — чисто буржуазная идея: раздробленные, мелкие семьи сделались
господствующими только при буржуазном режиме; они совершенно отсутствовали в
доисторические времена. Нет ничего характернее для буржуа, как перенесение
черт современных порядков на все времена и народы.
Предыдущая страница ... 152
Следующая страница ... 154
|
|