|
есть
надстройка над половыми и семейными отношениями. "В наследство передаются, —
рассуждает г. Михайловский, — продукты экономического производства ("Продукты
экономического производства"!! Как это грамотно! как звучно! и какой изящный
язык!), и самый институт наследства обусловлен до известной степени фактом
экономической конкуренции. Но, во-первых, в наследство передаются и не
материальные ценности, — что выражается в заботах о воспитании детей в духе
отцов". Итак, воспитание детей входит в институт наследства! Например, в
российских гражданских законах есть такая статья, что "родители должны
стараться домашним воспитанием приготовить нравы их (детей) и содействовать
видам правительства". Уж не это ли называет наш философ институтом наследства?
— "а во-вторых, — оставаясь даже исключительно в экономической области, — если
институт наследства немыслим без продуктов производства,
передаваемых по наследству, то он точно так же немыслим и без продуктов
"детопроизводства", — без них и без той сложной и напряженной психики, которая к ним непосредственно примыкает". (Нет, вы
обратите внимание на язык: сложная психика "примыкает" к продуктам
детопроизводства! Ведь это же прелесть!) Итак, институт наследства есть
надстройка над семейными и половыми отношениями потому, что наследство
немыслимо без детопроизводства! Да, ведь, это настоящее открытие Америки! До сих пор все полагали, что
детопроизводство так же мало может объяснять институт наследства, как
необходимость принятия пищи — институт собственности. До сих пор все думали, что если, например, в России
в эпоху процветания поместной системы40 земля не могла
переходить по наследству (так как она считалась только условной
собственностью), то объяснения этому нужно искать в особенностях тогдашней общественной организации. Г-н Михайловский
полагает, должно быть, что дело объясняется просто тем, что психика,
которая примыкала к продуктам детопроизводства тогдашнего помещика, отличалась недостаточной сложностью.
Предыдущая страница ... 150
Следующая страница ... 152
|