ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 149
|
в том, что для "освещения" истории надо искать основы не в
идеологических, а в материальных
общественных отношениях. Недостаток фактического материала не давал возможности применить этот прием к анализу
некоторых важнейших явлений древ-
t^ " 39
неишеи истории Европы,
например, гентильнои организации , которая в силу этого и оставалась загадкой .
Но вот в Америке богатый материал, собранный Морганом, дает ему возможность проанализировать сущность
гентильнои организации, и он сделал тот вывод, что объяснения ее надо
искать не в идеологических отношениях (например, правовых или религиозных), а в
материальных. Ясное дело, что этот факт дает блистательное подтверждение
материалистического метода — и ничего больше. И когда г. Михайловский в
упрек этой доктрине ставит то, что, во-первых, ключ к труднейшим
историческим загадкам нашел человек "совершенно посторонний" теории экономического
материализма — то можно только подивиться, до какой степени люди могут не
отличать того, что говорит в их пользу, от того, что их жестоко побивает.
Во-вторых — рассуждает наш философ — детопроизводство — фактор не
экономический. Но где читали Вы у Маркса или Энгельса, чтобы они говорили
непременно об экономическом материализме? Характеризуя свое миросозерцание, они
называли его просто материализмом. Их основная идея (совершенно определенно
выраженная хотя бы в вышеприведенной цитате из Маркса) состояла в том, что
общественные отношения делятся на материальные
и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми,
складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма
деятельности человека, направленной на поддержание его существования.
Объяснения политико-юридических форм — говорит Маркс в вышеприведенной цитате —
Г. Михайловский и тут не упускает случая
поломаться: как это, дескать, так: научное понимание истории — и древняя история — загадка! Вы можете из всякого
учебника узнать, г. Михайловский, что вопрос о гентильной организации
принадлежит к числу труднейших, вызывавших массу теорий для своего объяснения.
Предыдущая страница ... 148
Следующая страница ... 150
|
|