ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 133
|
"Моя точка зрения состоит в том, — говорит
Маркс, — что я смотрю на развитие
г "
1 " 30
экономической общественной
формации как на естественно-исторический процесс" .
Достаточно простого сопоставления хотя бы приведенных только двух
мест из предисловия, чтобы видеть, что
именно тут заключается основная идея "Капитала", проведенная, как мы
слышали, строго выдержанно и с редкой логической силой. Отметим прежде всего два обстоятельства по поводу всего
этого: Маркс говорит только об одной "общественно-экономической
формации", о капиталистической, т. е. говорит, что исследовал закон развития только этой формации и никакой другой. Это
во-первых. А во-вторых, отметим
приемы выработки Марксом его выводов: эти приемы состояли, как мы сейчас
слышали от г. Михайловского, в "кропотливом исследовании соответствующих фактов".
Теперь перейдем к разбору этой основной идеи "Капитала", которую так
ловко попытался обойти наш субъективный философ. В чем собственно состоит
понятие экономической общественной формации? и каким образом развитие такой формации
можно и должно считать
естественно-историческим процессом? — вот вопросы, стоящие теперь перед нами.
Я уже указывал, что с точки зрения старых (не для России) экономистов и социологов понятие
общественно-экономической формации совершенно лишнее: они толкуют об
обществе вообще, спорят с Спенсерами о том, что такое общество вообще, какова
цель и сущность общества вообще и т. п. В таких рассуждениях эти субъективные
социологи опираются на аргументы вроде тех, что цель общества — выгоды всех его членов, что поэтому справедливость
требует такой-то организации, и что несоответствующие этой идеальной
("Социология должна начать с некоторой утопии" — эти слова одного из авторов
субъективного метода, г. Михайловского, прекрасно характеризуют сущность их
приемов) организации порядки являются ненормальными и подлежащими устранению.
"Существенная задача социологии, — рассуждает,
Предыдущая страница ... 132
Следующая страница ... 134
|
|